Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Таинство Евхаристии (Причастие)

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53,54)

Для спасения христианину недостаточно постов и молитв, недостаточно знания Евангелия, милостыни и посещения храма. По завету Спасителя, благодатные силы и надежду на вечную жизнь человек обретает, только причащаясь Тела и Крови Христовых.

Во время Таинства Евхаристии (греч. «благодарения») мы вспоминаем великую крестную Жертву Спасителя, страдавшего и умершего ради искупления наших грехов, и принимаем внутрь себя Тело и Кровь Христовы, чтобы получить благодатные силы для спасения.

 

История Таинства Евхаристии

Продолжая цикл писем о Таинствах Церкви, сегодня мы приступим к рассмотрению Таинства Евхаристии (Причащения). В первой беседе цикла мы поговорим о подготовке к Причащеню, его смысле, истории и месте в жизни Церкви, а во второй – ответим на наиболее распространённые вопросы о Таинстве, которое впервые совершил на Тайной вечери с апостолами сам Спаситель, положив тем самым начало Церкви.

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24).

В Евангелии от Луки также приводится продолжение слов Спасителя, которыми он устанавливает Евхаристию на все времена:

«сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Прообразом крестной жертвы Спасителя, которую мы вспоминаем в Таинстве Причастия, для евреев Ветхого Завета стал белый пасхальный агнец (ягнёнок). В воспоминание об освобождении из египетского плена каждое еврейское семейство закалывало белого агнца, кровью которого во время десятой казни (умерщвления первенца в каждой семье), смазывало дверные косяки своих домов, чтобы ангел-губитель прошёл мимо. Тело агнца позже употреблялось в пищу в качестве трапезы благодарения.

Воплотившись на Земле, Спаситель стал «непорочным агнцем» уже для всего человечества, претерпев распятие и смерть за наши грехи и открыв всем людям, вступающим в Церковь и участвующим в Таинствах, двери Царствия Небесного. В Евангелии содержатся неоднократные указания Спасителя на абсолютную необходимость для Его последователей вкушать Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина и такую, уже бескровную, Жертву мы приносим Богу «о всех и за вся» во время каждой Литургии.


Смысл «Таинства Таинств»

Господь не только лично установил для Церкви Таинство Евхаристии, впервые предложив апостолам в Сионской горнице свои Тело и Кровь. В притчах и поучениях Он также неоднократно сравнивал Себя с хлебом жизни или виноградной лозой – основными компонентами Святых Даров. Во время Литургии предлагаемые к освящению хлеб и вино по молитве Церкви действительно освящаются и прелагаются Богом Духом Святым в истинные Тело и Кровь Иисуса Христа.

По милости Божией, по видимости, запаху и вкусу Святые Дары продолжают для нас казаться хлебом и вином, хотя уже не являются ими. Принимая Святые Тело и Кровь Христовы, мы личностно общаемся со Всевышним и соприкасаемся с Его божественными энергиями. А они напитывают нас жизнью, здоровьем и духовными силами, позволяющими нам сопротивляться греху и постепенно исцелять свою падшую природу, а затем даже достигать святости и обожения.

Само слово «причастие» сильно приближает нас к смыслу «Таинства Таинств». Причащаясь, мы становимся причастны Богу, входим в теснейшее общение с подателем всех благ и получаем эти блага! Природа человека после грехопадения получила глубокие повреждения, которые сам человек, без Бога, не может восстановить, даже сильно желая этого, так как не имеет для этого сил в себе. Именно поэтому милосердный Бог даровал нам такую возможность обретения божественных сил для исцеления, как Тело и Кровь Христовы.

 


Как правильно подготовиться к причастию?

 

Как бы мы ни готовились к принятию Святых Тайн, никогда нельзя сказать, что «сегодня мы достойны» этого великого дара. Он для нас навсегда останется проявлением милости Божией. И всё же готовиться к нему нужно, чтобы приступить к Евхаристии в состоянии покаяния, благодарения и глубокого почтения к Богу. И эта подготовка включает несколько элементов. Прежде всего – причастник уже должен быть членом Церкви, то есть пройти Таинства Крещения и Миропомазания.

Причастник должен твёрдо верить в Бога. Знать и понимать догмат о Пресвятой Троице, догмат о Богочеловечестве Спасителя, Символ веры и другие основные элементы православного вероучения. То есть, как минимум, прочесть «Православный катехизис». Приступая ко Святой Чаше, христианин должен понимать смысл Таинства Причащения, не сомневаться в истинности принимаемых Тела и Крови Христовых и иметь твёрдое намерение жить по заповедям Божиим.

Перед принятием Святых Тайн христианину необходимо осознать свои грехи и принести в них покаяние на исповеди, примириться с обиженным им людьми. Идти ко Святой Чаше можно только из желания общения с Богом, сознательно и добровольно. Перед Таинством принято к обычным молитвам дня обязательно добавить «Последование ко Святому Причащению» и три канона: покаянный ко Господу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю.

Молитвенное правило ко Святому Причащению начало формироваться в среде монашества в X-XII веках. К XIII-XIV векам оно было дополнено и приобрело современный вид: тропари и псалмы, избранные молитвы святых, три канона и молитвы непосредственно перед принятием Святых Таин. Перед причастием мы можем дополнительно помолиться Богу и своими словами, но «Последование ко Святому Причащению», составленное на основе покаянных молитв величайших православных святых, используем всегда как своего рода «духовный камертон».

Если человек причащается несколько раз в год, принято поститься перед причастием три дня. Если по благословению духовника христианин приступает к Чаше раз в неделю или чаще, на усмотрение священника пост может быть сокращён. В любом случае, с 12-ти часов ночи перед днём причащения, предписан Евхаристический пост – полный отказ от любых пищи и питья до самого момента причащения. Но если верующий, умываясь или чистя зубы перед причастием, случайно проглотил немного воды, причаститься он может.

 

Литургия и анафора, как сердце Церкви

Главное Таинство Церкви всегда происходит во время главного церковного богослужения – Литургии. По большому счёту, вся Литургия является одним большим Таинством Причащения. В начале Литургии совершается проскомидия, когда священник в алтаре храма особым образом из большой просфоры готовит «Агнец» — специальную заготовку для Евхаристии, а также вынимает частицы за живых и усопших, имена которых подали в записках к богослужению.

Затем верующие молятся Богу во время ектений, слушают антифоны и другие песнопения, которые подготавливают их к благодарению Богу за возносимую Бескровную Жертву. Потом начинается «Анафора» (она же «Евхаристический канон») – часть Литургии, в ходе которой хлеб и вино предлагаются Господу для преложения в Его Честные Тело и Кровь. Преложение Святых Даров происходит, когда священник крестообразно осеняет хлеб и вино, говоря: «приложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь».

Оканчивая анафору, священник с особой молитвой о прощении грехов опускает в Чашу частицы за всех христиан, упомянутых в записках. После анафоры происходит причащение священников в алтаре, а затем Святая Чаша выносится в храм, где священник читает несколько кратких молитв из «Последования ко Святому Причащению» и призывает к Чаше мирян. Оставшаяся часть Литургии после Таинства посвящена благодарению Бога за эту великую милость.

 

Как жить после участия в Таинстве?

Сразу после причащения христианину нужно поблагодарить Господа и выслушать в храме или прочесть дома особое краткое правило «По святом причащении». После причастия стоит постараться ни с кем не разговаривать хотя бы пару часов. Вместо этого лучше почитать Евангелие, духовную литературу, подумать о Боге и о своей жизни. Чтобы как можно дольше сохранить в себе полученную благодать.

В день после причащения не принято плеваться или есть пищу с косточками, чтобы при их удалении случайно не обронить частицу Святых Даров. Также не нужно совершать земных поклонов. Помните, что после причащения Сам Бог поселяется в Вашем сердце. Постарайтесь не изгнать Его оттуда новыми недостойными поступками! Молитесь Богу, делайте добрые дела, благотворите, уклоняйтесь от грехов.

Старайтесь всю свою дальнейшую жизнь после Таинства выстроить по заветам Спасителя. После причастия наш труд по обретению Царствия Небесного только начинается. Но в этом труде мы уже не будем одиноки. Как писал псалмопевец и царь Давид: «Господь – щит мой. Кого мне страшиться?». Мы желаем Вам достойного причащения Святых Тайн!

 

Как часто нужно причащаться?

В первой беседе цикла о Таинстве Причащения (Евхаристии) мы говорили о его смысле, истории и месте в жизни Церкви, а сегодня ответим на наиболее частые вопросы христиан о «Таинстве Таинств»: про причащение детей, заражение через Чашу и т.п. В дополнение к этому, сегодня мы расскажем Вам о знаменитом Ланчанском чуде, а также некоторых других интересных фактах о Святом Причащении.

В истории Церкви существовали разные практики причастия. Первые христиане причащались за каждой Литургией, то есть раз в неделю, а иногда и чаще. В Российской империи в Синодальный период верующие причащались крайне редко – один или два раза в год. Священники во все времена причащаются за каждой Литургией, то есть могут делать это хоть каждый день. Чего желают и отдельные горячо верующие миряне.

Здесь необходимо пройти между «сциллой» неблагоговения от слишком частого принятия Святых Тайн и «харибдой» добровольного отлучения от божественной благодати ввиду пренебрежения «Таинством Таинств». Церковь рекомендует христианам причащаться не реже, чем каждые две-три недели. В пост причащение можно интенсифицировать без дополнительных благословений до одного раза в неделю. Причащаться чаще можно только по благословению духовника.


Особенности причащения детей

Взрослым причастникам и подросшим детям священник даёт частицу Тела Христова с Кровью Христовой. А вот младенцев причащают только Кровью Христовой, чтобы они случайно не подавились частичкой или не выплюнули её. Таким же образом поступают с людьми, страдающими от аллергии на глютен – один из видов хлебного белка. На Литургии Преждеосвященных Даров Тело Христово заранее напитывают Кровью, а в Чашу вливают обычное вино, поэтому младенцев за ней не причащают.

На грудного ребёнка не распространяется Евхаристический пост. Даже поев, он может быть принесён ко Святой Чаше. Дети постарше, до семи лет, могут причащаться без исповеди. При этом следует уделить особое внимание подготовке малыша к предстоящему Таинству. Не только молитвенной, но и дисциплинарной. Следует заранее объяснить ему, чего нельзя делать до, во время и после причастия.

Неподготовленный к Таинству младенец или ребёнок может испугаться священника и Чаши, начать размахивать руками и ногами и случайно опрокинуть величайшую святыню. Допустить этого нельзя! Поэтому родители должны заранее правильно положить ребёнка: на правую руку, зафиксировав голову малыша сгибом локтя и поджав его левые ручку и ножку телом, а правые – своей рукой так, чтобы он не мог резко дёрнуть ими.

 


Как причастить больного на дому?

В алтаре каждого православного храма в самом его центре расположен престол. Среди крестов, Евангелий и другой богослужебной утвари на престоле всегда находится специальный сосуд, имеющий форму церкви или часовенки – дарохранительница. В дарохранительнице всегда обязательно находятся несколько частиц Тела Христова, напитанных Кровью, с которыми священник в любое время может прибыть к постели больного или умирающего.

Если Вы сами или кто-то из Ваших близких тяжело заболел и не может покинуть дом, Вы можете позвонить в ближайший храм и договориться со священником о причащении больного или умирающего на дому. Священник возьмёт из дарохранительницы запасные дары и приедет к постели больного. При этом стоит помнить, что для участия в Таинстве Причащения больной уже должен быть членом Церкви (крещён и миропомазан), а также придерживаться православной веры.

 


А если случайно выплюнул причастие?

Если верующий случайно выплюнул частицу Святого Тела Христова, её нужно немедленно подобрать и тщательно вытереть рот, а также место, куда она упала одноразовой гигиенической салфеткой, носовым платком или иной чистой материей, а затем сжечь обронённую святыню самостоятельно или выбросить её в непопираемое место, например, в реку. Также можно отдать её на сжигание в алтарь храма.

Аналогично стоит поступить и в случае, если человека в день причастия настиг приступ рвоты. Если частицы Святой Крови попали на одежду, эту одежду также следует сжечь во избежание случайного поругания святыни. Сжигание частицы в этом случае каким-либо грехом не является, так как именно таким способом Церковь издревле ликвидирует разбитые иконы, истёршиеся облачения и священные покровы, а также другие святыни.

 

Можно ли заразиться через причастие?

За две тысячи лет существования христианства, даже в годы эпидемий чумы, оспы и других страшных заразных заболеваний, не было зафиксировано ни одного случая заражения людей через общий контакт со Святой Чашей. Тело и Кровь Христовы являются для человечества источником жизни, и Господь не допускает распространения болезней через Святую Чашу, чтобы верующие не сомневались в Её благодатном наполнении.

И всё же с развитием медицинских знаний Церковь уже несколько веков принимает разумные меры предосторожности в период различных пандемий. Примерно так, как это делается сегодня из-за COVID-19: после каждого причастника священник на секунду окунает лжицу в чистый спирт, запивку раздают в одноразовых стаканчиках, а вместо плата используют бумажные салфетки. Это делается не по маловерию священников и верующих, а ради спокойствия власть предержащих.

 

Ланчанское чудо

В VIII веке во время Литургии в городе Ланчано (Италия) один из священников усомнился в том, что Тело и Кровь Христовы, имеющие вид хлеба и вина даже после преложения, действительно являются Телом и Кровью Спасителя. Тогда Господь открыл священнику истинный вид своих Плоти и Крови и священник глубоко раскаялся в своём сомнении. В назидание другим, Господь оставил святыне её истинный вид.

И вот уже более 1000 лет в Ланчано хранятся частицы Тела и Крови Христовых, которые не подвергаются тлению и доступны для поклонения верующих. В 1970-х годах «Ланчанское причастие» даже исследовали учёные, признав за частицами принадлежность человеческим крови и сердечной мышце и установив ряд любопытных фактов. Например, что вес каждой из исследованных частиц равен их совокупному весу.

 

Другие интересные факты о причастии

Во время Таинства Евхаристии Церковь использует хлеб и вино. Именно они таинственно становятся Телом и Кровью Христовыми во время призывания на них Духа Святого. Как правило, Церковь использует для причащения красное вино, как более похожее на кровь, но на самом деле цвет вина жёстко не регламентируется, в отличие от его качества и вкусовых характеристик. Поэтому в некоторых местностях, например в Румынии, для Евхаристии используется белое вино.

В древности Евхаристию совершали на гробе мученика, потом – на престоле, внутрь которого вложены частицы святых мощей. Однако нередко случалось и так, что ни антиминса (специального плата с частицей мощей) ни престола под рукой не оказывалось – например, в концентрационных лагерях. Тогда Таинство Евхаристии совершали на груди одного из узников – живого мученика.

В первые века христианства особого чина или Таинства для благословения христианского брака не существовало. Верующие вступали в брак, проходя обычную для римского общества гражданскую церемонию, а церковным благословением выступало совместное принятие Святых Таин Христовых. Приступайте ко Святой Чаше, чтобы Господь осенил своей благодатью и Вас!

 

Всенощное бдение и Литургия (с пояснениями)

См.также:

 

Просмотров (53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *