Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Почему молиться за других нужно с осторожностью?..

На что нужно обратить внимание, когда мы молимся за других людей, рассказали священнослужители:

Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.

Как-то мне задали такой вопрос: а не отразятся ли грехи того, за кого ты молишься, на тебе самом, или всё-таки за грешников надо молиться, чтобы Господь простил их?

Действительно, молясь за другого, ты неизбежно вмешиваешься в его жизнь. Поэтому, действительно, можешь понести какую-то тяжесть, коли уж ты решил обратиться к Богу о прощении его грехов. С другой стороны, не за праведников же нам молиться. В наших молитвах нуждаются грешники.

Обе позиции разумны. Разница заключается лишь в нашем желании защититься и в степени решимости помочь другому.

Конечно, нужно думать и о защите, и о своих адекватных способностях. Выше головы не прыгнешь. То есть не нужно брать на себя много. Необходимо рассчитывать свои силы.

С другой стороны, любовь — это жертва, человеку плохо, и значит за него надо молиться. Тоже правильно. Только нужно рассчитать свои силы. А если полез в драку — сил не жалей.

Вторая позиция более подвижническая. Она уязвима лишь в том смысле — сможешь ли ты? Если тебе реально покажут мешки грехов этого человека, то сможешь ли ты понести за него молитвы?

Одному из святых — Парфению Затворнику Киевскому — было показано поле, заросшее жуткими колючками. К нему было страшно подойти, не за что взяться. И ему был голос: «Пропалывай!»

Что это? Это грехи тех, кто просит тебя молиться.

+++

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» 1-е послание Иоанна 5:16.

Что имел ввиду апостол, когда говорил о грехе к смерти? Что это за грехи к смерти? Тот же Апостол Иоанн Богослов в другом месте говорит, что все мы грешны и если скажем, что греха у нас нет, то мы лжём. Для этого и пришёл Сын Божий, чтобы взять наши грехи на себя. Есть грех по немощи, когда человек побеждается страстью, например, обжорством. Он и сам не хочет так поступать, страдает от этого, но по немощи поступает. Вот это один из грехов не к смерти, мы можем молиться о таком верующем брате.

Или человек не может бросить курить или побеждается гневом, то за таких нужно молиться. А вот если ты знаешь, что человек любит грех и придумал греху оправдание, он не мыслит своей жизни без этого греха и бросать его не хочет, тогда это к смерти. Если тебе твой товарищ говорит, что у него есть любовница, которую он посещает тайно раз в неделю, а ты ему говоришь, что у него красавица жена и двое детей и вообще зачем тебе это надо, это грех, то он скажет тебе, что ничего тут греховного нет, я мужик мне надо. Вот за такого человека уже молиться не надо.

Нет, если ты хочешь, то конечно можешь помолиться, для молитвы нет закона, но в таком состоянии он уже, наверное, не брат тебе. Нам апостольские писания заповедуют не общаться с блудниками. Извергните развращенного из среды вашей. Если он называет себя верующим, а при этом самогон варит и людям продаёт, то надо от него отойти, он грешит к смерти. Или я включаю телевизор, а там тетка говорит, что в созвездии водолея там то-то и те, кто родился тогда, то им сегодня будет плохо, такую околесицу несёт, этот человек согрешает к смерти. Он шарлатанствует и обманывает людей. Зачем я за него буду молиться.

Надо смотреть на отношение человека к греху. Если ты мучаешься от греха и желаешь избавиться от него, ты будешь жить. А если ты любишь грех и придумал ему оправдание, а современный мир таков, что нет греха без оправдания, человеку нужно придумать оправдание, чтобы спокойно грешить, то за такого не нужно молиться. Надо отдать такого на волю Божию, Бог сам разберётся с тем, кого он сотворил, и кто испортил себя сам.

 

 

Константин Корепанов — иерей, богослов, преподаватель, проректор по учебной работе Екатеринбургской духовной семинарии:

Что же мы делаем, когда мы молимся за другого человека?

Мы, как санитары или медицинские сёстры, принимаем на себя то состояние, в котором находится человек, за которого мы молимся. Мы входим в его богооставленность, в его опустошенность, в его страх и отчаяние. Это означает, что то, что испытывает он, испытываем и мы тоже.

То есть мы бросаемся спасать тонущего человека и погружаемся на глубину, рискуя погибнуть. Если мы плохо плаваем, то мы и его не сможем спасти и сами можем утонуть. Поэтому в этом деле мы должны быть подготовленными лучше, чем он.

Аналогичный процесс происходит с нами, когда мы молимся за другого. Мы входим в то состояние, которое переживается им самим. Поэтому мы должны уметь молиться. У нас вера должна быть крепче, чем у него. Потому что, если наша вера будет такая же, как у него, то, когда мы начнём молиться за него, то впадём в отчаяние, и тогда нужно будет спасать уже нас.

К примеру, если мы молимся за алкоголика, то и с нами может начать происходить нечто подобное. Либо мы тоже начнём испытывать одержимость алкогольного опьянения, либо нам захочется, если не выпить, то непременно чем-то утешиться. Нам вдруг захочется достичь какого-то расслабленного состояния, побольше поспать, побольше поесть, отдохнуть…

Но мы должны это преодолеть, мы должны продолжать молиться, мы должны продолжать нести подвиг.

 
 

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник:

Сила моей молитвы за другого человека полностью обусловлена состоянием моей души. Не количеством молитв или ещё чем-то, а состоянием моей души. И чем больше я понуждаю себя к исполнению заповедей, чем больше я каюсь, то есть очищаю свою душу, тем действеннее оказываются мои молитвы.

Если же я живу по-прежнему, ни с чем в себе не борюсь, живу, как заведённые часы, то и молитвы мои за другого человека будут бесплодны.

К примеру, ради молитв за своего сына, я воздержусь от чего-либо. Постараюсь не осуждать, не празднословить, не раздражаться по пустякам, постараюсь хоть немножко жить по заповедям. Тогда и молитва моя приобретает гораздо большую действенность. Без понуждения и без борьбы наша молитва пустая, как патрон холостой.

Помните, как ученики не могли беса изгнать, и тогда сказал им Христос:

«Этот род изгоняется молитвой и постом».

То есть трудом. Потому что, когда мы молимся за другого, мы фактически изгоняем беса. Беса страстей, беса страданий.

Если вы, действительно, хотите помолиться за другого человека, пожертвуйте чем-то. Не съешьте лишний кусок, воздержитесь от просмотра фильма, откажитесь от какого-либо развлечения…

Ради любви к этому человеку. Это и называется подвигом.

См.также — Молитва, которая может изменить вашу жизнь

Источник

Просмотров (105)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *