…И в каких случаях молоко может быть постным продуктом, отвечает Арх.Савва Мажуко:
Пост — тема больная. Каждый год меня изводят вопросом: «Батюшка, напишите что-нибудь про пост». И я им отвечаю: «Ну сколько можно?» Но оказывается, необходима эта речь, потому что православный человек является своего рода заложником совести.
Что такое постный продукт?
Мы читаем в календарях предписание о сухоядении, посте без рыбы, например, с вином или с рыбной икрой. Спрашивается, как это исполнять? Мысля аккуратно и последовательно, мы понимаем, что нужно сначала прояснить источники. Откуда эти предписания попали в календарь? Мы идем по следу и находим книгу «Типикон» — текст, который сформировался и был принят в конце XVII века в Русской Церкви.
Открываем эту книгу, читаем и видим, что это монашеский устав. Там первые главы все посвящены тому, как жить в общежитии, как отставлять жезлы во время службы, где брать одежду, как лечить брата, описывается общее владение имуществом. Это устав мужского монастыря. Мы задаем себе вопрос: какое это отношение имеет ко мне, например, мирянину или монахине?
Дело в том, что восточная монашеская традиция знает огромный ансамбль разных уставов, отсюда и происходит фраза «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Может быть, было принято какое-то положение общецерковное, которое обязало всех чад Русской Церкви следовать именно этому уставу? Нет, такого тоже не было.
Значит, не надо так поститься? А как надо? Мы сейчас находимся в некоторой канонической растерянности, потому что нет даже определения, что такое постный продукт. У нас есть некоторая не очень проясненная традиция, которая сформировалась на Востоке, где совсем другой ритм питания, другие условия жизни и прочее. Какое это отношение имеет к нам?
По утрам я ем кашу на молоке
И поэтому для себя я вывел совершенно простые правила:
- «Типикон» — книга старинная, и мы должны ей руководствоваться, уважать ее, но не как правило к поведению, а как ориентир в том, чтобы самому искать свою собственную меру поста.
- Нужно ориентироваться на практику поста в вашей общине, в вашем храме, где вы молитесь. Есть ваш настоятель, есть ваш духовник — надо советоваться с ним, сверять поиск своей меры поста с руководством духовника и рекомендацией этой святой книги.
- Но третий момент — самый главный для меня. Самая суть, сердцевина, зачем нужно поститься. Не потому, что Бог был вегетарианцем или мы против, например, поедания рыбы, мяса. Разные мотивы можно подыскать. Дело совсем в другом. Формула поста — это два «с» — скромность и сдержанность.
Великим постом мы не едим эти продукты не потому, что они как-то влияют на нас. Мы сейчас знаем о медицине и о влиянии их на наш организм гораздо больше, чем самые святые из святых отцов. Мы уже прояснили, что орехи влияют гораздо хуже на аскетов, чем куриное мясо. Но дело совсем в другом. Пост в древней Церкви воспринимался как время скромности.
Я, например, считаю, что молоко — это постный продукт, потому что это дешево. И я вам признаюсь, что даже Великим постом — не всегда, но в простые дни — я утром ем кашу на молоке. Потому что до этого целые года я страшно мучился, у меня постоянно были проблемы с желудком. Но живу я в монастыре, и там что на трапезу поставили, то и поставили. В конце концов, я нашел вот эту простую формулу: утром я ем кашу на молоке, и у меня нет никаких проблем с желудком в течение дня.
Я должен есть в свое время вот эту простую пищу, ни на что не претендуя.
Пост для беременных, для больных…
Сдержанность, с одной стороны, с другой — скромность. И это просто ориентиры. У меня нет категорического ответа, как поститься. Я думаю, что в ближайшее время у нас в Церкви сформируется богословская каноническая комиссия, которая выработает какой-то современный устав поста, где будет отделен пост монашеский от поста для мирян, где будет прописано, что мы считаем постными продуктами и каков пост для беременных, для больных, для путешествующих.
Это необходимо, потому что мы — Русская Православная поместная Церковь. Мы имеем полное право, не спрашивая другие православные общины, не спрашивая у старших братьев, сами сформировать устав поста, руководствуясь своей традицией. А потом они пускай у нас даже консультируются. Есть у нас еще в Русской Церкви какой-то церковно-национальный комплекс неполноценности — перед греками, перед дивным византийским прошлым. Это неправильно.
Чисто практическая задача — снять хотя бы комплекс вины с людей, которые не могут выполнять этот устав, но хотят поститься.
Они не постятся не потому, что они кощунники какие-то. А потому, что это просто невозможно. Ты днями только и думаешь: «Как это съесть?» Ты его туда — а оно обратно! А потом как это заесть таблеткой омепразола, чтобы не болело? А потом что делать, каким святым молиться, чтобы оно вернулось, понимаете, в природное свое состояние? Это бесконечная история.
И спрашивается, чего мы себя изводим, если это даже не общецерковно принятый документ? Это какое-то сплошное недоразумение. Подчеркиваю: я консервативный человек, я сторонник традиции, никакой я не обновленец. Просто к чему я призываю всех и себя в том числе — к здравому смыслу.
Просмотров (43)