Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

КАЖДЕНИЕ В ХРАМЕ. НУЖНО ЛИ ПОВОРАЧИВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ КАЖДЕНИЯ?

Откуда пошло это новое веяние — крутиться за дьяконом, когда он кадит храм? Мы в храм ходим молиться или работать стрелкой компаса? Почему священники в храмах и церквах не разъясняют этот момент прихожанам? 

Каждение — это древняя традиция христианской церкви, которая является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.

Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий.

Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.Когда дьякон или священник кадит молящихся они отвечают ему поклоном, показывая своё смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся им через каждение.

Лучше всего о смысле каждения написал святитель Симеон Солунский: «Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых — престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да принято будет кадило горе [т.е на небесах — прим. авт.] и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким образом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. [Вопрос 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам]).

Крутиться за дьяконом действительно не нужно, достаточно слегка поклониться. К сожалению, чрезмерное усердие заставляет людей совершать необдуманные действия. В большинстве случаев правила поведения в храме передаются устно от «старших» прихожан «младшим», так что привычки и предрассудки передаются из поколения в поколение. Многие священники много и часто говорят людям о том, как нужно вести себя в храме и особенно на богослужении, но далеко не все к ним прислушиваются.

В таинствах церкви благодать Святого Духа преподаётся нам через какое-нибудь вещество. Например, окроплением через освящённую воду, или помызыванием через освященное масло. Это делается потому, что Церковь таким образом учит нас о единстве человека. Язычники считали тело — темницей души и всячески им пренебрегали. Подобные мысли были и у первых христиан, так что апостолу Павлу пришлось объяснять христианский взгляд на единство человека: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).

Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха.

Вот молитва священника перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Вот перевод этой молитвы на русский: «Фимиам приносим Тебе, Христе Боже наш, в аромат духовного благоухания, приняв который в Свой пренебесный жертвенник, вместо [него] ниспошли нам благодать Твоего Святого Духа»

Мир вам и радость от Господа!

Иерей Сергий Савенков

Просмотров (363)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *