Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

1 мая в дореволюционной Москве

Этот обычай устраивать народные гулянье Первого мая привезли с собою немцы в Москву. Именно в этот день жители Немецкой Слободы устраивали в Сокольничьей Роще веселый праздник. Москвичи долго косились на веселившихся в роще иноземцев, но в начале 19 века решили, что этом празднике нет ничего плохого и с удовольствием присоединились к немцам. Первомайское гулянье в Сокольниках стало всенародным, так что его немецкие особенности исчезли перед напором московских обычаев, требовавших чаепитие на свежем воздухе. 

сайт. culture.ru
 
сайт. culture.ru

С самого раннего утра в Сокольничьей роще компании собирались вокруг самоваров и заваривали утренний чай, выкладывали из своих корзин всякую вкусную снедь. Опушка рощи была уставлена вся экипажами, тележками, а компании располагались в роще слушая игру шарманок и пение цыган. В роще ставили огромные белые шатры, в которых продавали напитки, угощения, пирожные бутерброды для московской публики, ставились качели, в балаганах разыгрывались комедии. В этот день громко звучала полковая музыка, чопорно и чинно прохаживались гуляющие пары, среди них мелькали любившие щегольнуть московские фаты. Позади балаганов звучала гармоника, слушалось пение, и московские веселые портнихи и горничные грациозно танцевали трепака с мастеровыми. 

сайт. culture.ru
 
сайт. culture.ru

В конце праздничного майского дня выпив ни одну чашку чая гуляки укладывали скарб, снимались с места и направлялись в обратный путь в Хамовники, в Замоскворечье, Кожевники.


Вскоре после пасхи наступало 1 мая. В Москве этот день считался полупраздником, официально по календарю он считался будничным днем, но некоторые торговцы производили торговлю только до обеда, а после обеда отправлялись на гулянье, которое происходило в Марьиной роще (до уничтожения ее), а главным образом в Сокольниках, где среди гуляющих преобладал рабочий, мастеровой люд, мещане, торговцы.

Чувствовалось, что это был демократический праздник, и многие хозяева – ремесленники не сочувствовали ему – они сидели в мастерских, как бы сторожили, чтобы мастера не ускользнули на гулянье. Но стоило хозяину удалиться из мастерской на несколько минут, как два-три мастера, предварительно сговорившись между собой, быстро одевались и уходили в Сокольники. Там в этот день действовали карусели, качели, по роще ходили шарманщики и хоры русских песенников, чайницы у своих столов зазывали гуляющую публику попить у них за столиками чайку. Около чайных палаток дымились самовары, ходили разносчики с разными закусками.

Группы гуляющих располагались в роще, расставляли бутылки с напитками, раскладывали закуску и пели песни под гармонику – вся роща была наполнена звуками гармоник, песен, выкриками разносчиков, зазыванием чайниц.Ученики же ремесленников не смели и думать о первомайском празднике.

На этом гулянье, так же как и на вербном базаре, на масленицу и на пасхе под Девичьем, устраивалось катание. Одно время это гулянье открывалось довольно торжественно: когда в Москве был генерал-губернатором князь Долгоруков, он являлся на гулянье в полной парадной форме, окруженный свитой, и верхом проезжая по кругу, открывал разъезд – гулянье.

И.А. Белоусов. Ушедшая Москва

 

 

Просмотров (16)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *