Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

О раскаянии без покаяния,или Почему так важно уметь прощать себя

В святоотеческой традиции осмысления темы греха и борьбы с ним мы нередко встречаем мысль о том, что в вопросе отношения ко греху опасны крайности. Опасно, например, «лояльно» относиться к своим грехам в надежде на то, что Господь человеколюбив и, конечно, все простит. Но так же опасна и противоположная крайность, когда человек раскаивается в грехе, но его раскаяние вовсе не растворено надеждой на Божие милосердие, и он начинает «заедать» самого себя и отчаиваться.

Наверное, каждый священник имеет опыт встречи с людьми, не сумевшими простить себя за какие-то ошибки или грехи прошлого. Сделанный когда-то аборт, выпавший по недосмотру из окна ребенок, неосторожно сказанное слово с далеко идущими последствиями… Множество ситуаций, которых и не перечесть, когда человек, где-то оступившись или что-то недоглядев, потом годами и даже десятилетиями «грызет» себя, плачет ночами и воспоминаниями доводит сам себя до отчаяния. И подобные явления серьезно омрачают настоящую жизнь человека, погружая его в длительную депрессию. При этом нередко страдает и вся его благополучная в целом семья.

Когда пытаешься разговаривать об этом с людьми и донести до них мысль, что неплохо бы уже перевернуть «ту страницу», то обычно они возражают: «Как я могу себя простить, когда…» – и начинается перечисление горестных последствий, к которым привела допущенная ошибка или сделанный грех. Логика подобных рассуждений ясна: если я тогда стал причиной тяжелых страданий или потери близкого человека, то моя любовь к нему и моя совесть не позволяют мне простить себя и быть счастливым. При этом человек «стопорится» в угнетенном состоянии и не понимает, что уже достаточно пострадал за свой поступок, и в настоящий момент его состояние – источник зла и для него самого (чему он, может быть, и рад), и для его близких.

Надо отметить, что к подобному внутреннему кризису более склонны люди, не верующие во Христа, ибо они не знают ничего о Его Крестной Искупительной Жертве. Но встречается подобное и среди воцерковленных людей, которых в свое время именно совершенный поступок привел в Церковь, но они так и не сумели примириться с собой. И с теми, и с другими важно говорить на эту тему именно в свете Искупительной Жертвы Христовой, ибо в ней для нас – источник утешения и всепрощения.

Это подобно раскаянию Иуды, который, не пожелав обратиться ко Христу, не получил от своего раскаяния никакой пользы

Корнем подобного безвыходного страдания, я думаю, чаще всего является раскаяние в поступке вне живой связи с Богом. Своего рода глубокое, эмоционально окрашенное раскаяние, но без покаяния в христианском смысле слова. Человек «переваривает» все внутри себя, не понимая, как эту боль принести Богу, а порой и не желая этого делать с тайной обидой на свою «судьбу». И это подобно раскаянию Иуды, который хотя и раскаялся в своем предательстве, но, не пожелав обратиться ко Христу, не получил от своего раскаяния никакой пользы.

Первым шагом в деле помощи такому человеку может быть разговор о том, почему и как мы можем обратиться со своей болью к Богу. И однажды у меня произошел такой разговор с человеком, который много лет не мог себе простить оплошность, из-за которой выпал из окна и разбился его внук. И к Богу обратиться он тоже не мог, поскольку и Его обвинял в том, что Он допустил эту беду.

Я пригласил его к себе на беседу и сказал ему примерно следующее…  

Читать в источнике — Священник Димитрий Выдумкин

…Подобными словами я пытался тогда успокоить своего товарища, и, мне кажется, он меня тогда услышал и успокоился.

Снисхождения и любви к ближнему ждет от нас Господь, но ведь этот ближний – в том и числе и мы сами, наша собственная душа

Каждому из нас важно всегда помнить о своей крайней разносторонней немощи. В силу такой немощи мы способны на любую оплошность и любой грех. Помните: «Если и все отрекутся от Тебя, я никогда не отрекусь» (Мф. 26, 33)? А потому нам важно научиться снисходить и к самим себе. Снисхождения и любви к ближнему ждет от нас Господь, но ведь этот ближний – в том и числе и мы сами, наша собственная душа! Если мы не научимся по-христиански правильно прощать самих себя, то и ближнего по-настоящему простить не сможем. А любое непрощение навлечет на нас гнев Божий.

Никакой грех или ошибка не становятся фатальными для человека, если будет в его душе покаяние, растворенное надеждой на беспредельное милосердие Божие. Ибо «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5, 7).

Просмотров (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *