Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Чин внимания себе для живущего посреди мира (свт.Игнатий Брянчанинов)

Душа всех упражнений о Господе –внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.

Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность. Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в пище2.

Проснувшись – в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мертвых, – направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением. После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние3. Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные. Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого Апостола Павла: «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим.2:8), то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу. Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях.

Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого.

Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией. Не косни вне пути Божия! – Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: «Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9). Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство.

Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием.

Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние – сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!… если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: «Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели»4. Аминь.

свт.Игнатий Брянчанинов

 

Святитель о молитве

Время жизни святителя Игнатия пришлось на XIX столетие, когда новым идолом «просвещённой общественности» стал технический прогресс. В этом веке люди возгордились своими силами и ещё более – знаниями и перестали возлагать свою каждодневную надежду на Бога. Между тем святитель Игнатий и своим собственным примером, и своими архипастырскими наставлениями призывал верующих как можно чаще обращаться с молитвой к Богу как к подлинному источнику всех благ.

«Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – говорил духоносный епископ. При этом святитель Игнатий также призывал творить молитву в посильном объёме и сосредоточенно: «Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным».

О причащении Святых Тайн

Александро-Свирский монастырь, где святой стал послушником

К XIX веку русские императоры навязали Церкви несвойственную для неё роль одного из государственных министерств. В потоке бюрократии и канцеляризма люди чувствовали бездуховность и безжизненность. Они теряли веру, оттого что буквально всё, даже количество Причащений Тела и Крови Христовых в течение года, им приходилось делать по регламентам. Святитель Игнатий смело восстал против этой практики, своим примером частого причащения увлекая верующих к общению с Богом.

«Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстанавливай покаянием… и по возможности частым Причащением Святых Христовых Таин», – поучал святой. Он хорошо раскрыл для верующих и метафизику приобщения к вечной жизни человека, причащающегося Тела и Крови Христовых: «Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, через грехопадение которого весь род человеческий осужден на смерть. Возглавив вместо ветхого Адама род человеческий, Господь заменяет Своею Плотью и Кровью плоть и кровь, заимствованные человечеством от Адама, даровав людям жизнь вечную».

Жизнь по Священному Писанию

Спаситель был в речах своих нелицеприятен, то есть чужд человекоугодия. Он говорил общавшимся с ним то, что им было полезно услышать, вне зависимости от того, уязвит эта правда их гордость или нет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подражал примеру Спасителя в своей жизни. Не боясь обидеть императора Николая I, он отверг его предложение о службе в любом из гвардейских полков на выбор и ушёл в монастырь. Вся жизнь слабого здоровьем святителя стала единым продолжительным примером реализуемости Евангелия на практике.

К этому же святой призывал в своих многочисленных богословских, аскетических и наставнических трудах всю многомиллионную свою паству. Владыка Игнатий просил слушателей: «Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною!».

О болезнях

«Людям, во время их земной жизни, даются различные положения непостижимой судьбой… Все эти положения не случайны: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, выработал свое спасение», – учил святитель Божий. Он обладал слабым здоровьем и много скорбей терпел от многочисленных недугов, но не унывал и стойко переносил слабости плоти ради усиления духа.

«По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни, болезнь – готовое спасение», – писал святитель духовной дочери. Сам он не роптал на Бога даже в те дни, когда у него отнимались ноги. И призывал верующих претерпевать попущенные Богом недуги с благодарностью, которая совершенствует наши души и позволяет нам сочувствовать другим людям – таким же больным, малоимущим, отчаявшимся.

О покаянии

«Ведал Бог немощь человеков, ведал, что они и по крещении будут впадать в согрешения: по этой причине Он установил в Церкви Своей таинство покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после крещения. Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа», – писал святитель Игнатий.

Святой архипастырь ставил во главу духовной жизни покаяние человека, осознание своей греховности и стремление к совершенству во Христе. Он призывал христиан как можно чаще не только причащаться Тела и Крови Христовых, но и исповедовать грехи свои, чтобы через стыд не давать образовываться в себе привычки к согрешениям. Будем же следовать примеру и наставлениям святителя Игнатия и пусть он, как духовный руководитель наш, ходатайствует за нас и наших родных перед Господом!

Источник — elitsy.ru

См.также:

Просмотров (64)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *