Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — малый господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения. Отмечается всеми Православными, а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда.

Этимологически русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило №37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило №20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века) Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века (Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский (VII век), Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день. Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского).

Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня:

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.

Перевод: На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы, глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Перевод:На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

 

Канон Преполовения Пятидесятницы — здесь

Источник

Речь на Преполовение Пятидесятницы, сказанная митрополитом Макарием (Булгаковым) в Предтеченской церкви архиерейского дома 16-го апреля 1858 года 

«Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет»(Иоан. 7, 37).

митрополит Макарий (Булгаков)Не о телесной жажде говорил Христос и не о чувственной воде. Нет, Он говорил о жажде душ наших и о благодати Святого Духа, «егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Иоан. 7, 39). Так, братие мои, кроме телесной жажды, есть в нас и жажда духовная, и сколько для тела необходимы пища, питие, воздух, столько для души необходима благодать, которая одна служит для нея и пищею, и питием, и воздухом, заменяет все жизненныя стихии. Как утолять телесную жажду, все мы знаем; но как утолять жажду нашей души, как напоять душу водами Святого Духа, едва ли знаем все. А потому речь об этом и ныне, когда каждый из нас взывает с Церковию ко Господу: «преполовившуся празднику, жаждущую мою душу благочестия напой водами», без сомнения, не будет излишня.

С того времени, как мы родились водою и духом, облеклись во Христа и получили право именовать Бога своим Отцем, самое удобное и общедоступное средство для утоления нашей духовной жажды есть молитва к нашему Отцу небесному. «Аще вы зли суще», сказал Спаситель, «умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11, 13). «Просите» только с верою и в силу заслуг Иисуса Христа, «и дастся вам» (Лук. 11, 9). Если в чем может отказать нам Отец небесный: то в благодати Духа Святаго, необходимой для нашего вечного спасения, не откажет никогда. Каждый день мы утоляем жажду нашего тела и не раз, а несколько раз: каждый день и несколько раз мы можем и должны утолять жажду души нашей чрез усердную молитву к Богу о ниспослании нам даров благодати.

Другое, не менее удобное, средство для той же цели есть чтение Слова Божия. Священныя книги наши написаны людьми – пророками и апостолами, но написаны по вдохновению Духа Святаго. Потому самые глаголы, изложенные в этих книгах, «дух суть и живот суть» (Иоан. 6, 63). И читая их с живою верою, усвояя их, мы естественно исполняемся Духом, освежаемся веянием Его благодати. Если о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, по свидетельству Спасителя, жив будет человек (Матф. 4, 4): то тем более безчисленное множество глаголов Божиих, соединенных для нас в Божественном откровении, в состоянии всегда и напитать, и напоить, и оживотворить наши души. Чтением Священного Писания для утоления нашей духовной жажды мы можем пользоваться так же часто и ежедневно, как и молитвою к Богу.

Есть и еще средство важнейшее и чрезвычайное, для утоления всего нашего существа: это приобщение святейшему и животворящему таинству евхаристии. «Ядый Мою плоть», сказал Господь, «и пияй Мою кровь имать живот вечный: плоть бо Моя истинно есть брашно и кровь Моя истинно есть пиво» (Иоан. 6, 54–55). Вкушая плоть и кровь нашего Спасителя, который и Сам исполнен благодати (Иоан. 1, 14) – и стяжал ее Своими заслугами для нас, мы вкушаем из самого источника благодати и «от исполнения Его вси прияхом» даже «благодать возблагодать» (Иоан. 1, 16). Этим чрезвычайным средством для напоения себя водами благочестия мы не можем пользоваться так постоянно, как молитвою и чтением Слова Божия: потому что таинство евхаристии требует всегда с нашей стороны достойнаго, предварительного приготовления. Но мы должны заботиться о том, чтобы, как можно чаще, приготовлять себя к святейшему таинству и напояться чрез него струями небесной жизни.

Наконец, к числу средств для утоления нашей духовной жажды надобно отнести и вкушение от воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое будет совершаться и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу небесному, чтобы Он освятил естество вод наитием Святого Духа, и чрез погружение в воду св. животворящого креста, которым стяжал для нас Христос все духовныя дарования, вода действительно освятится благодатию. А потому кто будет вкушать с верою от этой освященной воды, тот, утоляя свою телесную жажду естественною водою, невидимо будет напоять вместе и свою душу благодатию Святого Духа, как бы соединившеюся с водою.

Таким образом, братие, мы отнюдь не в праве жаловаться, чтобы у нас мало было средств к утолению нашей духовной жажды, или чтобы они были малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно. Только будем помнить, что при этом с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие – живая вера. Молимся ли мы Отцу небесному о даровании нам Святого Духа, читаем ли Слово Божие, приступаем ли к таинству евхаристии, вкушаем ли от воды освященной, – мы непременно должны быть верующими: только вера отверзает нашу душу для принятия благодатных влияний Святого Духа, а без веры она остается как бы заключенною. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Иоан. 6, 35).

Просмотров (230)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *