Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

ОТ ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ ДО НЕДЕЛИ О САМАРЯНЫНЕ: ПОЧЕМУ НА ЭТОЙ СЕДМИЦЕ ТАК ВАЖЕН СИМВОЛ ВОДЫ?

 

Если мы внимательно вчитаемся в молитвословия этой седмицы, то увидим, что в них большое внимание уделяется теме воды.

К примеру, в тропаре Преполовения Пятидесятницы: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». А в Евангельском зачале, которое читается в нынешнее воскресенье, 30 мая (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне), одна из центральных тем – тема воды. Господь говорит самарянке о том, что Он имеет воду такую, испив которую не будешь жаждать вовек (см. Ин. 4:5–42).

Почему же на этой седмице так важен символ воды? Потому что она символ благодати Святого Духа. Вспомним также беседу Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Соответственно, праздники Преполовения Пятидесятницы и Недели о самаряныне органически связаны в единое целое. Они нам говорят о том, что именно благодаря Искупительному Подвигу Господа нашего Иисуса Христа, Его Страстям, Крестной смерти, Воскресению, Вознесению создалась Церковь Божия, на Которую щедро излилась и продолжает изливаться благодать Святого Духа-Утешителя. И именно благодаря Пасхе словно бы открылся небесный шлюз на человечество для излияния этой сугубой, образно выражаясь, концентрированной благодати Святого Духа.

Но всмотримся и мы в символ воды. Почему Сам Спаситель, а вслед за ним и святые отцы избрали именно воду для обозначения благодати Святого Духа?

Во-первых, именно вода являлась той первичной праматерией, из которой Господь создал мир (см. Книга Бытие, гл. 1). Обратим также внимание, что именно Дух Божий носился над водой.

Во-вторых, без воды невозможна жизнь на земле. В каком-то смысле она является химическим источником, средой жизни на нашей планете.
Поэтому Господь использовал этот образ. Он хотел сказать, что именно благодать Святого Духа является источником жизни для всего живого. И средой жизни для всех существ. Даже для бесов. Потому что если бы в аду не было бытийной благодати Святого Духа, он бы попросту не мог бы существовать!

Отсюда «в-третьих». Вода есть везде. Она всепроникновенна. Точно так же, как и благодать Святого Духа.

Но как у воды есть залежи, водоемы, моря, реки, более опосредованные места ее нахождения, так и у благодати Святого Духа есть сугубые места, где она более концентрирована: храмы, монастыри, пещеры или столпы, где подвизались угодники Божии, освященные намоленные дома верующих православных христиан. Вот именно эта намоленность (т. е. призывание человеком Бога) и есть главным критерием схождения на него Святого Духа. Господь откликается всегда на зов ищущего Его сердца.

Но есть и другие места: раскаленные безжизненные пустыни, где почти только песок и мертвый камень, а воды нет. Точно так же происходит и с сердцем человеческим, когда оно удаляется от Бога. Сердце постепенно лишается сугубой благодати Святого Духа, дарующего ему и всему человеку жизнь. И такой человек сам себя обрекает на увядание, умирание, окаменение своих сердца и души. Он уже здесь, на земле, словно бы становится частью ада – этой антижизни, извращенной формы жизни, которая в страшном безумном ослеплении вслед за своим предводителем сатаной попыталась отвергнуть Бога и сама себя поразила страшным ядом гордыни. И эта гордыня, будто оружие палача, обрекает ее носителя на вечное мучение.

А человек, который распахнул свое сердце навстречу Богу, сам становится святым живым храмом, священным потиром, куда щедро изливается благодать Святого Духа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:38–39).

Но если человек, даже самый закоренелый и страшный грешник, обратится к Богу и начнет свой путь в Церковь, в его сердце совершится то, что написано в пророчестве святого Исаии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35:1–2). Слава и величие Божии, в которых блаженное воскресение для всех нас.

Иерей Андрей Чиженко

«Казалось бы, правила гигиены в разных цивилизованных странах мало чем могут различаться. Но это не так, если учесть, что в современном мире даже гигиена зависима от экономики. И в этом смысле некоторые привычки ухода за собой российских женщин немного шокируют, к примеру, европеек.
В первую очередь это относится к любым водным процедурам, начиная с утреннего умывания. Женщины европейских стран, привыкшие экономить во всем, не могут смириться с тем, что россиянки умываются под проточной водой. В Англии или Франции, Бельгии или Германии это делается путем затыкания сливного отверстия в раковине. Многие наши соотечественники, которые работают за границей или выезжают туда часто в командировку, обзавелись там друзьями из местных и бывали у них в гостях. Они подметили, что в некоторых семьях Англии и Германии, к примеру, в целях экономии принято всей семье умываться в одной и той же воде, набранной в раковину. Это же подтверждают и россияне, побывавшие в этих странах по программе обмена студентами.
Ежедневным душем пользуются во всех странах. Но наши соотечественницы приводят европеек в ужас от продолжительности приема душа и от того, что вода там течет беспрерывно. У них принято закрывать воду во время намыливания головы, натирания гелем. Кстати, гель с тела не смывают многие женщины Западной Европы. Это не только экономия воды, но и возможность, по их мнению, дальнейшего использования масел, содержащихся в этом геле.
У большинства россиянок считается нормой пользоваться душем дважды в день (справедливости ради надо сказать, что и в России встречаются особи женского пола, которые, даже имея условия, в душ заглядывают крайне редко). В Европе душ дважды в день — это непомерная роскошь. В последнее время, при необходимости, дамы там вместо принятия душа обтираются влажными салфетками. Это значительно дешевле.
Встретить на улицах Европы даму любого возраста с немытыми волосами — обычное дело. Проклятая экономия не позволяет им ежедневно мыть голову. Поэтому россиянок в Европе вычисляют сразу же и по прическе. Только представительницы прекрасного пола из стран СНГ ежедневно перед выходом на улицу не только моют волосы, но и тщательно их укладывают.
Опять же экономия заставляет англичан стирать постельное белье раз в месяц, в три, в полгода. По этому поводу проводилось даже специальное исследование, в ходе которого выяснилось: примерно 500 тыс. британок стирают постельное белье только три раза в год, а каждая шестая — раз в месяц.
Кстати, мыть посуду после каждого приема пищи тоже чисто российская черта. Немки и датчанки не только не прикоснуться к ней (есть же посудомоечная машина), но и пойдут к соседям одалживать чистую посуду, потому что посудомоечная машина еще недостаточно наполнилась.
Безусловно, это не относится ко всем поголовно. Во многих семьях моют посуду ежедневно. Но, во-первых, ее все равно должно накопиться достаточное количество, чтобы одним разом в одной воде, набранной в раковину, помыть все, а во-вторых, после мытья ее не ополаскивают, так и вытирают с пеной на краях тарелок — лишний расход воды неуместен.
Патриция Робель приехала в Россию из Германии несколько лет назад. Первое, что бросилось ей в глаза в нашей стране, количество ухоженных женщин на улицах, как правило в опрятной одежде, с чистыми и уложенными волосами и маникюром. Но часто очень ярко накрашенными (в Европе красится ярко и броско, особенно днем, это моветон).
А израильтянка Кармит Дахан, косметолог, уверена, что, если бы все ее клиентки были из России, она бы уже давно разбогатела. Кармит имеет в виду трепетное отношение россиянок к своему внешнему виду и готовность поддерживать его всеми доступными средствами.»
Галина Бирчанская

См. также — Преполовение Пятидесятницы

Просмотров (22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *