Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

☦️ Идеи, христианства, изменившие мир. Социальная помощь

 

«Помоги себе сам!»

Военная медицина в Римской империи
Именно лозунг «помоги себе сам» можно было бы сделать девизом дохристианского человечества. Все мы привыкли к определённому пакету возможностей, присущих развитой цивилизации – право на труд и отдых, пенсии по старости и нетрудоспособности, бесплатные образование и медицина. Привыкли к тому, что слабым и малоимущим государство оказывает социальную помощь. Но всё это стало возможным для нас лишь с приходом в мир христианства. 

Сегодня мы продолжаем цикл писем, в котором предлагаем Вам вместе рассмотреть те постулаты, которые сейчас уже воспринимаются как должное, но во времена Спасителя стали совершенно новым словом в философии и морали. Мы начали его с истории, а продолжим идеями социальной помощи. И для начала вспомните хрестоматийный рассказ про Спарту, где было принято сбрасывать детей-уродцев со скалы, чтобы впоследствии они не обременяли собою общество.
 
Примерно таков был весь древний мир. Именно поэтому люди так цеплялись за свою семью или, шире, свой род, клан, племя. Потому что без родичей в тогдашнем суровом мире человек был первым кандидатом в рабы. И это в лучшем случае. Ведь все понимали, что за него некому вступиться, его некому защитить. Знания, лечение, заботу со стороны молодых (если речь идёт о стариках) можно было получить только в своём племени. Потому что от этого зависела его общая выживаемость.

Не лучше дело обстояло и в странах высокой культуры, таких как Римская империя. Медицина, образование, забота – были в массе своей платными услугами. Иногда они могли быть доступны и бесплатно, но лишь если человек очень уж полезен обществу. Например, раненых римских солдат хорошо лечили. Но эта забота была вызвана утилитарной причиной – завтра они могли понадобиться в новом бою. Такая же история с бесплатным обучением писцов, счетоводов. Идея же государственной поддержки всех больных и малоимущих римскому обществу была чужда.

 

Проповедь Спасителя

Василий Суриков – «Милосердный самарянин»
Всё изменил приход в мир Спасителя. Хотя Христос говорил людям в основном о Небе, о пути поиска и нахождения Творца, о достижении богоподобия, Его проповедь неуловимо сделала даже и этот земной мир местом значительно более комфортным. Да, христианство не несло в себе идеи социального равенства между богатыми и бедными или рабами и свободными. Но оно давало ответ на вопрос гораздо более принципиальный.Во главу угла Спаситель поставил закон любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Евангельским учением постулировалось абсолютное духовное равенство людей в глазах Бога.
 
Равенство, не зависящее от их достатка, сословного происхождения, пола, нации и расы. А это означало, что каждая отдельная личность бесконечно важна для Бога. И, во-первых, как Образ Божий априорно достойна заботы. Во-вторых же эта забота должна быть равной той, каковую Бог проявляет ко всем остальным людям: «Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

Сам Господь заложил в христианской Церкви основы подобного отношения к другим людям, уподобив оказание помощи нищим, больным или нуждающимся оказанию помощи Ему самому. Об этом Спаситель говорит в притче о Страшном Суде, где благодарит праведников такими словами: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).


Социальные изобретения христиан

Святые Косма и Дамиан - фрагмент картины

Поэтому уже первые христиане стали системно оказывать помощь нуждающимся. Всем, кто об этом просит, а не только людям из христианской общины. И не только деньгами, пищей или одеждой. Например, апостолы совершали множество исцелений. В последующие века их знамя подхватили святые врачи-бессребреники. Анастасия Узорешительница и многие другие девы-христианки посещали с пищей и лекарствами заключённых в темницах. 

Безусловно, христиане не были изобретателями медицины и больниц или образования и школ, как таковых.  Но именно они принесли системность в их распространении в мире, доступность этих цивилизационных благ для всех и каждого. Именно христиане создали богадельни (работные дома для бедных), госпитали (в древности не только больницы, но также гостиницы и столовые для путешественников), приюты для сирот.
 
Христианам принадлежит идея комплексного центра социальной помощи и адаптации, которую впервые предложил и реализовал в своей епархии святитель Василий Великий. Центр, в котором были сразу и больница, и ночлежка, и богадельня, и школа, получил наименование «Василиды». В нём человек мог получить не только «первую помощь», но и вернуть себе достоинство, зарабатывая свой хлеб, а также освоить какое-то ремесло или навык, чтобы увереннее чувствовать себя в будущем.

Учение Спасителя сделало мир вокруг нас более дружелюбным и более человечным. Снизило градус зла и насилия, взамен даровав просвещение и социальную помощь. Для достижения богоподобия у нас есть всё. Нужно только решиться и пойти по пути претворения Евангелия в свою жизнь! Помолимся же сегодня Богу о себе и своих близких, чтобы эта решимость пришла к нам через осознание величия проповеди Господа Иисуса Христа!

Источник
 

Просмотров (39)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *