Страдание имеет высший смысл – Виктор Франкл утверждал это и как психолог, и как человек, который пережил Освенцем, а потом начал новую жизнь.
Идеи Виктора Франкла, который не только пережил концлагерь, но и смог профессионально осмыслить этот опыт и на его основе помогать другим (проводить психотерапию по своей методике он начал еще в концлагере, спасая заключенных от самоубийства) сейчас невероятно актуальны.
Когда ты встречаешься с невыносимой болью, ужасом, страданием – как выстоять, не потерять будущее, чувствовать, что жизнь по-прежнему имеет смысл, и жить в полную силу? Об этом Франк писал в своих книгах, главной из которых стал труд «Человек в поисках смысла«. На основании текста этой книги мы составили «инструкцию» о том, как пережить невыносимое.
«Если в жизни вообще есть смысл, то он должен быть и в страдании». Самая известная работа Франкла «Человек в поисках смысла» основана на личном опыте: во время Второй мировой войны Виктор Франкл был заключенным в нацистском концентрационном лагере. Мать, отца, брата и беременную жену убили в лагерях. У него не смогли отнять лишь «последнюю из человеческих свобод – возможность выбирать свое отношение к происходящему при любом стечении обстоятельств, выбирать свой путь».
Каждый день в лагере заключенные должны были принимать моральные решения о том, подчиняться ли (внутренне) тем, кто находится у власти. По мнению Франкла, то, как заключенный решал эти вопросы для себя, имело решающее значение. Он вспоминал, что аже в Освенциме некоторые заключенные смогли найти смысл жизни – хотя бы в том, чтобы помогать друг другу в течение дня. Это давало силы претерпевать страдания.
Опыт Виктора Франкла в нацистском лагере смерти оказал глубокое влияние на работу всей жизни после войны, он привел его к развитию логотерапии – нового клинического подхода к оказанию помощи пациентам, потерявшим смысл жизни.
Основные принципы теории:
– Жизнь имеет смысл при любых обстоятельствах, даже самых несчастных.
– Главная мотивация жить – желание найти смысл в жизни.
– У человека есть свобода найти смысл в том, что он делает, и в том, что переживает, или в позиции, которую он занимает, когда сталкивается с неизменными страданиями.
Психотерапевтическая школа Франкла получила название «третья Венская школа»: после психоанализа Фрейда и индивидуальной психологии Адлера. Он умер в любимой Вене в возрасте 92 лет и считался последним великим венским психиатром.
«Осуществляя смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке, – отмечал Франкл. – Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. И никто не описал это точнее, чем Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений:
«Я видел похороны с пышным гробом и музыкой – и начинал смеяться: не безумцы ли – устраивать такое из-за одного-единственного покойника? Если я шёл на концерт или в театр, я обязательно должен был вычислить, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех людей, которые там собрались, и сколько одежды, сколько золотых зубов, сколько мешков волос получилось бы при этом».
И далее Бэкон спрашивает себя, в чем мог заключаться смысл тех лет, которые он провёл в Освенциме: «Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чём смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим».
Даже и отчаявшийся человек является носителем некоторой ценности. Он не мог бы судить себя так строго, если бы уже не обладал ценностью и достоинством судьи — человека, который постиг различие между тем, что есть, и тем, что должно быть. Таким образом, страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать-кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть».
«Я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, – вспоминал Франкл. Моё положение казалось мне безнадёжным. Но затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, лекционном зале, где говорил обо всём, через что прошёл и о возможностях помощи людям. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию».
Тот, кто пытается «отвлечься и не думать» о несчастье или притупить свои чувства наркотиками, задачи не решает, это никак не помогает ему примириться с несчастьем; все, чего он достигает, — это избавление от непосредственного воздействия этого несчастья: от неприятных ощущений… В действительности же родственники умершего, например, чаще всего категорически отказываются принимать успокаивающие лекарства, предпочитая круглосуточные рыдания над усопшим».
«Обычно человек живет в царстве жизни; в концлагере же люди жили в царстве смерти. В царстве жизни можно уйти из жизни, совершив самоубийство; в концлагере можно было уйти только в духовную жизнь.
Только те могли уйти из царства смерти, кто мог вести духовную жизнь…
Если кто-то переставал! ценить духовное, спасения не было, и ему приходил конец. Сильное влечение к жизни при отсутствии духовной жизни приводило лишь к самоубийству».
«Прошедшие годы, пожалуй, отрезвили нас. Вместе с тем они показали нам и то, что с человеческим в человеке нельзя не считаться, они научили нас тому, что все зависит от человека. В памяти о концлагере сохранился человек.
В этом проявлялся человек. Человек сохранился. В огне страданий, в котором он плавился, обнажилась его суть.
Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию:
Мы узнали человека, как может быть не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах».
Состоятельность своих идей Франк доказал собственной жизнью: после двух лет семи месяцев заключения в концлагерях, где погибли его родители и жена, Франкл вернулся в Вену и закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере», где описал опыт заключённого с точки зрения психиатра.
В 1947 году Франкл женился на Элеоноре Катарине Швиндт, у них родилась дочь Габриэль, которая впоследствии стала детским психологом и подарила Франклу двоих внуков.
СМ.также — Доктор Франкл и смысл страдания
Просмотров (45)