Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

35-й Псалом: почему бессильна злоба грешника?

Иногда люди раскаиваются притворно. Или же приносят покаяние без глубокого осмысления греха и постоянного благоговения перед Богом. В таком случае позднее они вновь впадают в нечестие, а Бог встаёт на пути их злобы к праведникам, делая её бессильной.

Тщетная попытка Саула погубить Давида

Будущий царь Давид начинал жизнь как пастух и духовный поэт. С юности он писал в честь Всевышнего псалмы – особые молитвенные гимны. Благочестивого юношу Небесный Отец наделил разнообразными талантами, первым из которых стал дар пророчества. Затем воинской славой, когда Давид убил камнем из пращи филистимлянского богатыря Голиафа. После Бог даровал Давиду богатство. И, наконец, передал ему царский престол впавшего в нечестие царя Саула – первого правителя еврейского народа.

Саулу казалось, что это Давид стремится завладеть его троном, и он несколько раз стремился убить юношу. Первый раз это случилось на пиру во дворце, когда Саул метнул в Давида копьё. Тогда пророк чудом сумел уклониться, и был вынужден бежать из дворца. Но на самом деле Саул сам стал виновником своих бед, а отдать престол Давиду было волей Всевышнего, бороться с которой может только безумный. Это подтвердилось и в судьбе Саула, который в результате преследования Давида трагически погиб.

35-й псалом был написан в тех же обстоятельствах гражданской войны, что и 34 молитвенная песнь Давида. Пророк и его спутники спрятались в большой пещере, а царь Саул вошёл туда один по нужде. Праведник запретил убивать царя, но отрезал край от его плаща. А когда Саул покинул пещеру, Давид сделал попытку примирения – выбежал за ним и показал край отрезанной одежды. Пророк сказал, что не мыслит зла против своего господина и не хочет продолжать с ним войну.

Растроганный Саул отпустил его отряд, но после передумал и продолжил преследование. Покаяние его оказалось неглубоким, о чём псалмопевец свидетельствует в начале своего духовного гимна: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети. Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова» (Пс. 35:1-4).
«Избавит Господь души раб своих»

То, что произошло между Саулом и Давидом, применимо и к нам с вами. Если мы живём действительно праведной жизнью, то своим примером раздражаем совесть находящихся рядом грешников. И уже за это они могут возненавидеть нас, как это сделал Саул. Спаситель в Евангелии также предупреждал нас о таком исходе: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18-19).

Христиан часто гонят начальники, травят соседи или донимают коллеги. Их смирение маргиналы принимают за слабость. Но судьба таких людей незавидна. Своим поведением каждый грешник отсекает себя от источника всех благ – Бога. Разум порочного человека помрачается, а душевные и телесные силы истекают с пугающей скоростью. При этом исцеляющей благодати Божией, если не кается, такой человек не получает. Так что его злоба становится всё более и более бессильной по отношению к нам. И всё больше вредит ему самому.

С праведником ситуация обратная. В окончании 33-го псалма святой говорил, что «Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него» (Пс. 33:22). В 35-м псалме Давид вновь говорит о Господе, как о всемогущем, справедливом и надёжном защитнике для благочестивых людей: «Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут» (Пс. 35:5-7).

В последней трети псалма царь Давид восхваляет Всевышнего, как подателя всех благ и источник жизни и просвещения: «Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35:8-9). Это славословие Богу вновь перекликается с 33-м псалмом, где говорилось о том, что жизнь переменчива. Богатые в одночасье могут потерять состояние и начать голодать. А вот праведные и богобоязненные люди никогда не будут лишены Богом необходимого для жизни.

Как обрести корень в своём «семени покаяния»?

В начало 35-го псалма пророк Давид помещает урок для нас. Как не стать подобными Саулу? Как не стать героями притчи Спасителя о Сеятеле, божественное слово которого упало на каменистую почву, проросло, но вскоре завяло, так как не имело крепкого корня? Давид выделяет для нас причины падения Саула – он не имел Страха Божия. Страх Божий – это не боязнь наказания, не инстинктивная животная боязнь опасности. Это «высший страх» сына прогневать Небесного Отца своими недостойными поступками. Благоговение перед Его величием.

Этого-то «страха» не имел Саул. Причём от рождения он был свойственен ему. Но ожесточением сердца первый царь евреев полностью вытравил благоговение из своей души. Вот чего нужно бояться и нам! Как же удержать в своём уме и сердце Страх Божий? Давид даёт совет и в этом. Во-первых, нужно не лукавить с самим собой. Подмечать в своей жизни большие и малые неправедные поступки и честно признаваться в них себе и Богу. Эти внимательность и рассуждение помогут нам возненавидеть грех.

 Ненависть ко греху позволит нам сделать следующий шаг – принести покаяние должной глубины. Такое, которое отличается полной «метанойей» – переменой всего нашего образа жизни. А затем пустующее место греха нужно заместить добродетелью. Не только «уклониться от зла», но и «сотворить благо», как пророк советует в 33-м псалме. Мы должны прочувствовать всю милость Божию к себе и научиться благодарить Творца за все Его дары. Только тогда мы обретём твёрдый корень праведности.

В конце духовного гимна псалмопевец просит Господа явить милость ко всем праведникам, и не только подать им всяческие блага, но и помочь не споткнуться о собственную гордыню. Пророк просит Небесного Отца помочь благочестивым людям не подвергнуться дурному влиянию грешников, потому что все грешники гибнут без Его помощи: «Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати» (Пс. 35:10-12).

Источник

См.также:

Просмотров (223)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *