Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

24-й Псалом: нас наказывает не Бог, а собственные грехи

Когда нас постигают несчастья, нам часто кажется, что Бог к нам слишком несправедлив. В 24-м псалме пророк Давид на примере своей жизни рассказывает нам о том, что причиной большинства наших бед является нарушение нами же духовных законов, впадение в грех.

Бедственное положение Давида

24-й псалом начинается воззванием ко Господу о помощи против неких «беззаконнующих», которые стремятся «посмеяться» над царём Давидом: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще (Пс. 24:1-3). Уже это говорит о том, что в момент написания этой молитвенной песни Давид оказался в бедственном положении.

 Всё дело в том, что в это время царь был втянут в гражданскую войну с собственным сыном Авессаломом. Посчитав Давида слабым правителем, тот ещё при жизни отца решил устроить государственный переворот, убить родителя и сам стать царём Израиля. Для этого он собрал большое войско: «Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя» (Пс. 24:19). «Неправедной ненавистью» Давид называет поступок Авессалома, так как он сам своему сыну никогда зла не желал.

Избегая смерти, Давид с малой частью оставшихся ему верными слуг и воинов был вынужден покинуть свою столицу – Иерусалим. Авессалом вместе со своим войском бросился преследовать отряд отца и поначалу побеждал его. Воины Давида голодали в пустыне, несколько раз попадали в окружение и несли большие потери в первых стычках с противником. Поначалу Бог не помогал в противостоянии Давиду, так как на его душе лежало два тяжёлых греха.

В 24-м псалме как раз переплетаются три лейтмотива – совершённого греха, возникшей из-за этого греха опасности и приносимого Господу покаяния. Когда царь и пророк раскаялся в собственных преступлениях, Всевышний помог ему одолеть Авессалома. В конечном итоге последний был убит. Но Давид радовался этой победе с одновременной скорбью о смерти сына, которого продолжал любить даже под страхом смерти от его рук, а также о народе, погибшем в междоусобице.

Какой грех совершил царь евреев?

Нужно немного сказать о личности Давида. Он начинал жизнь пастухом. Во время выпаса овец он много думал о законах мироздания и постоянно благодарил Творца за дарованные ему блага. За такую праведность Бог благословил Давида даром стихосложения, следствием использования которого и стала «Псалтирь» – книга псалмов, молитвенных песен ко Господу. Кроме того, Бог наделил Давида и даром пророчества.

Когда началась война с филистимлянами, никто не знал, как победить их поединщика Голиафа. И тогда юный Давид убил его камнем, пущенным в лоб из пращи. После этого случая он получил и всенародную славу – так что его приблизил к себе первый царь евреев Саул. Сам же Саул впал с годами в идолослужение и многие другие грехи. Тогда Бог объявил Саулу, что передаст управление царством человеку более достойному – Давиду.

Саул не принял воли Божией и стал воевать с Давидом. Праведник несколько раз щадил Саула в бою. Но в одной из битв первый царь евреев всё же был повержен одним из воинов своего противника. И Давид стал вторым царём евреев. В этом качестве он победил все окрестные народы, надёжно замирив их. После чего возгордился собой и впал в грех прелюбодеяния с женой своего военачальника Урии.

Когда жена Урии Вирсавия забеременела, Давид распорядился подставить своего верного сподвижника под клинки врагов. В ходе осады города, когда защитники пошли на вылазку, воины бежали от Урии и он был убит. А Давид взял в жёны Вирсавию и выдал ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, за прижитого в законном браке. Так правитель скрыл свой грех от людей, но не от Бога. И понёс наказание за нарушение духовных законов – восстание со стороны собственного сына.
.

Урок смирения и покаяния

Преследуемый Авессаломом царь Израиля осознал своё нечестие и раскаялся в нём. «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день» (Пс. 24:4-5), – просит Давид Бога указать ему правильный путь к спасению души, чтобы не впасть в новый грех. «Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» (Пс. 24:6-7), – кается царь в прелюбодеянии, предательстве и убийстве.

В следующих стихах псалма Давид свидетельствует о великом милосердии Божием, который прощает раскаивающихся: Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его (Пс. 24:8-10). А затем повторно приносит покаяние за свой грех: «Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть» (Пс. 24:11).

Далее Псалмопевец вновь возносит Богу хвалу. На этот раз уже как источнику всех благ и надёжной опоре верующего: Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им (Пс. 24:12-14). А потом вновь напоминает Господу о силе собственной надежды на Всевышнего: «Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои» (Пс. 24:15).

Заканчивая свою молитву, Давид вновь смиряется перед Творцом и просит Его помочь: «Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс. 24:16-18). Наконец, в последних строках псалма пророк опять говорит о глубокой вере Господу: Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго (Пс. 24:20-22).

Андрей Сегеда

См.также:

Просмотров (135)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *