Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

33-й Псалом: зачем нам Страх Божий и как его обрести?

В психологии страх – это эмоция или чувство, возникающее из-за ощущения опасности. В своём 33-м псалме пророк Давид учит нас страху иного рода – Страху Божию. Страху, который вызван любовью к Небесному Отцу и опасением порвать живительную связь с Ним.

Бог – источник всех благ

  
 Праведный Давид начинал свою жизнь, как пастух. Каждый день он молился Богу и познавал из красот окружающей природы тайны мироздания. За праведность и сердечную чистоту Господь вознаградил его многими талантами, в том числе даром пророчества и духовной поэзии, а затем – славой, богатством и царским престолом Израиля. Давид стал вторым царём евреев после впавшего в нечестие Саула. Вот только Саул не уступил престол миром. Он воевал с Давидом, и жизнь последнего много раз была в опасности.

Во время одного из таких периодов Господь в очередной раз спас своего верного слугу. На этот раз от мести чужеземного царя Авимелеха, богатыря которого он ранее убил в бою. За это Давид восславляет Всевышнего в своём 33-м псалме: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся» (Пс.33:1-2). Пророк понимает, что Творец является для нас источником всех благ: воздуха, воды, пищи, защиты, жизненной энергии, просвещения и душевного мира.

Свой личный опыт получения поддержки от Небесного Отца Давид, как рефреном, перемежает с призывом ко всем людям Земли также чтить Всевышнего. Потому что жаждущий общения с Богом получает просвещение ума. Человека, чтущего Творца, защищают и избавляют от любой опасности ангелы-хранители: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» (Пс. 33:5,7).

Пророк убеждает нас, что «несть лишения боящимся Бога» и «уповающий на Него – счастлив». Псалмопевец напоминает христианам, что земные богатства тленны и копящий их может в одночасье обнищать и оголодать, поэтому призывает нас вкусить нетленного небесного хлеба жизни: «Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс.33:8-10).

Зачем нам «бояться» Бога?

Со времён пророка и царя Давида святые говорят нам о «Страхе Божием». Что же это за «страх»? Это не безотчётный ужас перед чем-то непознанным. Это не ощущение опасности. Страх Божий – это благоговение перед Всевышним. Он вызван любовью к Небесному Отцу и опасением порвать живительную связь с Ним! Это «страх от любви», добродетель, развивающая в человеке внимание к внутренним движениям своей души, смирение и молитву. 

«Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10), – говорит об этом «страхе» царь Давид.

В своём псалме Давид призывает всех не только благочестивых, но даже и просто разумных людей присоединиться к нему в восхвалении Бога. На личном опыте пророк свидетельствует, что Господь – надёжная защита для чтущих Его, что на Всевышнего можно полагаться: «Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и» (Пс. 33:3-4,6).

Пророк говорит о божественной справедливости. О том, что Господь с особым вниманием взирает на праведников и слушает их. А вот на грешников рано или поздно обратит свой гнев, так что не только их самих, но даже и памяти о них в мире может не остаться: «очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их» (Пс. 33:15-16). Эту же мысль рефреном он повторяет в конце псалма: «Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него» (Пс. 33:21-22).

В последней трети 33-го псалма царь Давид посвящает некий особый гимн заботе Всевышнего о людях, следующих Его заветам всю жизнь. Говорит о том, что праведник никогда не остаётся без помощи Бога: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» (Пс. 33:17-20).

Как обрести Страх Божий?

 Возблагодарив Бога за очередное спасение собственной жизни в начале 33-го псалма, царь Давид спешит поделиться с нами собственным духовным опытом обретения «Страха Божия», помочь нам воспитать в себе эту добродетель: «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33:11). Праведник вопрошает нас, достаточно ли мы разумны и решительны, чтобы поступать так, чтобы Господь продлил нашу жизнь и наполнил её счастьем: «Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» (Пс. 33:12).

Первый совет, который нам даёт псалмопевец – воздержаться от греха. Грех разрушает душу и прерывает живительную для человека связь с Творцом, ведь Бог свят и не терпит греха. «Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс. 33:13), – советует пророк Давид. В этом совете он указывает на механизм захватывающего нас зла. Сначала мы думаем о нём – «мысленно проговариваем», а затем уже совершаем грех «физически». Пророк же советует отметать грех ещё на стадии пришедшей в голову мысли – «удерживать от него язык и уста».

Следующий совет пророка выражает народная мудрость «свято место пусто не бывает». Помните евангелький рассказ Спасителя о душе, очищенной от демона и не заполненной Богом? Вернувшийся назад бес, находя душу пустой, селится в ней с семью злейшими собратьями! Праведный Давид знает об этом духовном законе и призывает нас не только отказаться от греха, но и сразу заместить его добродетелью, «сотворить благо»: «Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и» (Пс. 33:14).

В этом же стихе святой псалмопевец сообщает нам и о награде, которой Бог удостаивает человека, действительно сумевшего полюбить своего Творца больше всего на свете и желающего вступить с Ним в непрерывное молитвенное общение. Такой человек «пожинает душевный мир». Это состояние спокойствия, ощущение полной защищённости, тихой радости от присутствия рядом с нами Небесного Отца. «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33), – соглашается с пророком Давидом и евангелист Матфей.

Когда христианин особо нуждается в молитвенной помощи сам или когда желает сугубо помолиться за своих близких, он заказывает в храме чтение Неусыпаемой Псалтири. Читайте Псалтирь в домашней молитве, слушайте богодухновенные псалмы в храме и заказывайте Неусыпаемую Псалтирь по себе и своим близким, чтобы Господь благословил вас!

Андрей Сегеда

См.также:

Просмотров (203)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *