Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Адамово изгнание. Как вернуться к Богу?.. (масленичная седмица)

Масленичная седмица

Масленица

В народе «Масленица» – это проводы зимы и надежда на встречу с весной и расцветающей жизнью. Великий пост, начинающийся почти сразу после «Масленицы», это почти то же самое, но в плоскости духовной. Великим постом мы без сожаления сжигаем «чучело» наших страстей и радостно предвкушаем встречу с Воскресшим Господом Иисусом Христом. А начинается этот путь с покаяния и прощения.

Масленичная или Сыропустная седмица – последняя перед Великим постом. В эти дни мы ещё празднуем, но накал торжеств праздников к воскресенью постепенно сходит на нет. В эти дни мы ещё не отказались от молочной пищи, но уже исключили из рациона мясо, чтобы облегчить душе труд управления телом. В богослужениях, день ото дня, мы также слышим всё более покаянную тональность.

Последняя неделя перед поприщем поста заканчивается прощёным воскресеньем. В этот день Святая Церковь призывает верующих попросить у всех прощения и самим простить реальные или мнимые обиды. Потому что без этого прощения, как в притче о немилосердном должнике, мы не вправе просить у Господа оставления нам наших собственных долгов. Здесь же мы вспоминаем об изгнании из Рая праотцев Адама и Евы и узнаём из учения Христова, как нам вернуться обратно.

Сотворил ли Бог человека на погибель?

Сотворение Адама. Фреска

Скептики задаются вопросом: «Знал ли Бог, что Его творение, которому отводится центральная роль во всём созданном мироздании, падёт?». И продолжают рассуждение: «Если не знал, значит Бог не всеведущ и не всемогущ? А если знал, значит сотворил человека на погибель – то есть никакой Он не добрый». Но такое впечатление складывается, только если рассматривать грехопадение праотцев в отрыве от последующей Священной Истории, от пришествия Искупителя.

Бог действительно знал, что люди не выдержат искушения и впадут в грех. Ведь они были сотворены по Образу Божию, но не имели богоподобия. Последнее, по замыслу Небесного Отца, каждый из нас должен обрести в ходе личного совершенствования. В ходе молитвенного общения с Богом. В ходе сознательного выбора, всей своей жизнью, участи быть рядом с Создателем. Для этого Творец дал дьяволу возможность искусить людей, а последним – пасть.

Падение, как пишет о том преподобный Силуан Афонский, принесло праотцам горькие страдания: «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «Любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечёт душу к Богу».

Пришествие «Нового Адама»

Новый Адам выводит из Ада ветхого АдамаГосподь Иисус Христос святыми отцами неоднократно называется «Новым Адамом» или «Вторым Адамом». Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Адам есть образ Христа. Как тот для тех, кто от него (произошел), хотя они и не ели от дерева, сделался причиной смерти, введенной через вкушение, так и Христос для тех, кто от Него (родился), хотя они и не сделали добро, стал подателем праведности, которую даровал всем нам через крест».

Величайшая любовь Творца к своему творению проявилась в том, что ещё праотцам, Адаму и Еве, он пообещал приход Мессии, который спасёт человечество от их грехов. И мы знаем, что Бог выполнил своё обещание. Он воплотился, вочеловечился, безвинно пострадал за наши грехи. И тем победил их. Он умер за человечество, а затем воскрес. И тем победил смерть. Он вознёсся на небеса в преображённом человеческом теле. И подарил каждому из нас возможность обожения.

Скептики не унимаются. «Если Бог спас вас, почему вы до сих пор грешите, болеете и умираете? Где в вашей жизни победа над смертью?», – вопрошают они. И действительно, каждый из нас на опыте знает справедливость слов апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». В чём же причина происходящего? Тот же апостол поясняет: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

Как вернуться в Рай с «Новым Адамом»?

Причащение Тела и Крови ХристовыхГосподь Иисус Христос искупил грехи всего человечества и восстановил падшую человеческую природу. Но сделал это в себе самом. Мы же по-прежнему несём в себе семена её повреждённости – страстность, тленность, смертность. И для восстановления прежнего райского состояния нуждаемся в двух слагаемых – собственной воле ко спасению, которая должна проявляться в действиях – молитве и благих делах, а также в благодатной энергии, подаваемой нам Богом.

Без ресурсов этого «Второго Адама» мы ничего не можем сделать своим произволением. Нам не хватает сил. Так же, как и Он не может спасти нас помимо нашей воли. Иначе не будет свободы выбора. Для преодоления последствий грехопадения должны сложиться оба слагаемых – наша воля и благодать Божия. Где же почерпнуть последнюю? В Таинствах, главнейшим из которых является вкушение Тела и Крови Христовых. Той самой восстановленной и обоженной человеческой природы, которая восстанавливает, освящает и постепенно делает богоподобными и нас.

Источник

Неделя (воскресенье) 4-ая подготовительная: Адамово изгнание.

 

 

Просмотров (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *