Мы вошли в Великий пост сквозь Адамово изгнание, ибо мы его дети, отпрыски от корня Адама и Евы. И имеем в себе страшное наследство: грех, словно болезнь, болезнь смертельную, поразившую каждую клеточку нашего существа – болезнь, врачующуюся только Христом. Потому, подражая своему, хоть и грешному, но все-таки святому прародителю, вышли из светлого рая во тьму изгнания, во мрак земного странничества. Ведь даже и одежды и покровы храмов наших переоблачаются в черные цвета, и облачения священнослужителей тоже.
Но, как ни странно, этот мрак оказался не адскою вечною тьмою. В нем есть нечто промыслительное о нас – некая спасительная Божественная благодать. Ведь Господь и этот мрак грехопадения человеческого, и мир, извращенный им, продолжает обнимать, как птица обнимает своих возлюбленных птенцов. Это не тяжелый мрак уныния и обреченности древнегреческого языческого фатума. В этом мраке дышит Бог – Живой и Сущий. Это мрак перед рассветом спасения. В данном нашем постовом конкретном случае – перед Воскресением Христовым. Но мы должны выйти на борьбу со своим ветхим человеком, со страстями да похотями. Войти в этот мрак борьбы! В этот мрак болезни и исцеления (о, такого болезненного!) от нее.
Мы должны войти в темноту Великого поста, но не Богооставленности, но Богоприсутствия, ибо это все промыслительно о нас. И в этой почти ветхозаветной темноте нам рассыпаны звездные карты спасения, чтобы мы не сбились с пути. Как святые судьи и пророки, данные народу Израильскому, словно некие богогласные звонкие трубы, возвещающие о грядущем Мессии, так и нам во мраке Великого поста дана картография спасения, звездная сияющая карта сквозь Святую Четыредесятницу, ведущая нас в верном направлении – к Светлой Пасхе.
Одна из звездочек на этом пути – воспоминание в пятницу первой седмицы Великого поста чуда явления епископу Антиохийскому Евдоксию в 362 году святого великомученика Феодора Тирона, умершего к этому времени довольно давно (около 305 года). Святой явился Архиерею для того, чтобы предупредить его и православных христиан Антиохии о нечестивом замысле императора Юлиана Отступника, который окропил растительную пищу на рынках города идоложертвенною кровью. Святой повелел христианам варить коливо (отварные зерна пшеницы часто с медом) и вкушать это блюдо. С тех пор в Церкви появился обычай по заамвонной молитве Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Святой Четыредесятницы читать канон великомученику Феодору Тирону и освящать коливо, раздавая его верующим для восстановления и укрепления сил, для духовной и телесной поддержки в посте. Это уникальная служба, на которой стоит присутствовать. Ведь она служится только один раз в году в вышеупомянутый день.
А в воскресенье мы празднуем Неделю Торжества Православия, в которую вспоминаем событие, произошедшее 19 февраля в 843 году, пришедшееся на первое воскресенье Великого поста. Тогда Святейший Патриарх Константинопольский Мефодий вместе с клиром и народом вышли из храма Святой Софии с крестами да иконами и шагали с торжественными песнопениями по улицам столицы Византийской империи. Это событие наряду с догматом об иконопочитании, установленном на VII Вселенском Соборе 787 года, поставило точку в столетней кровопролитной войне, унесшей тысячи жизней. Ересь, несмотря на кажущееся могущество ее сторонников, была побеждена. Православие восторжествовало. Ибо Бог поругаем не бывает.
И эти два события первой седмицы Великого поста – чудесное коливо святого великомученика Феодора Тирона и Торжество Православия – являются для нас, мне кажется, провозвестниками Воскресения Христова. Господь с нами! Всегда. Он бережет Своих верных. Он ведет нас сквозь пост за руку, как малых детей, ко спасению и печется о нас каждую секунду нашего бытия.
Главное, чтобы мы сами научились воспринимать нашу жизнь как Божье чудо, как постоянное попечение Творца о мире и лично о каждом из нас.
Просмотров (46)