Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Можно ли писать в церкви записки за иноверцев?

 

Церковное поминовение — это прежде всего поминовение на Проскомидии (см. Что такое записка «на проскомидию»?). Оно возможно только для членов Церкви, потому что для молитв, которые совершаются во время Проскомидии, необходимо, чтобы человек сам причислил себя к Церкви и принял Крещение.

Если человек не является членом Церкви, то есть не принял Крещение, поминовение его имени на Проскомидии невозможно.

Что касается заупокойного поминовения, например, на панихидах и литиях, оно также возможно только для тех людей, что был членом Церкви, потому что, уважая волю человека, Церковь не может молиться за того, что сам себя с Церковью не ассоциировал.

Что касается молебнов, в редких случаях, если человек, например, задумывается о принятии Крещения, можно поговорить со священником и взять благословение на то, чтобы записывать имя человека на молебен (о здравии), если этот священник готов человека поминать. Повторю, что это особые случаи, которые обговариваются индивидуально с конкретным священником.

В целом же за тех, кто не принадлежит к Церкви, можно молиться в личной молитве.

Так что да, записки за здравие и упокой иноверцев подавать нельзя, а в личной молитве их поминать можно и нужно!

Протоиерей Андрей ЕФАНОВ

Как можно молиться за инославных в храме?

«Я первый раз услышала, что на молебен или панихиду можно подавать записки с именами даже некрещеных и инославных. Среди моих родных усопших есть некрещеные и католики, и хотелось бы, чтобы и за них звучала церковная молитва. Но дело в том, что в храмах принимают записки только за крещенных людей и еще обязательно уточняют крещенные ли они. Получается, что многие даже не знают, что можно молиться на молебне и панихиде за некрещеных и инославных. Какими положениями или церковными уставами дано разрешение молиться за них?»

Efanov-smallЕще преподобный Амвросий Оптинский писал, что молитва о некрещеном и иноверце допускается в храме, но лишь до тех пор, пока он жив. По смерти же неправославного молитва о нем в храме недопустима.

Если мы посмотрим на чинопоследования, которые предлагает Церковь для погребения инославного, то заметим, что в этом чине нет ни одной собственно заупокойной молитвы, по своей сути эти богослужения являются молитвенным утешением для православных верующих, у которых скончался близкий неправославный. Поэтому, конечно, подавать на панихиду записки с именами некрещеных, иноверцев или же тех, кто явно отрицал бытие Бога, было бы неправильным.

Частным же образом, в домашней молитве допустимо и даже желательно близким молиться о своих умерших родных словами молитвы преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

О живых неправославных подавать записки можно на молебен, если только в конкретном храме нет запрета на это. Все же молитва церковной общины — дело ее внутренней жизни и если приход не готов приносить молитвы о не членах Церкви, то неразумно было бы их заставлять совершать подобную молитву. Как известно, «невольник — не богомольник».

ЕФАНОВ Андрей, протоиерей

 

Просмотров (1045)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *