Молитвенным правилом называют то собрание утренних и вечерних молитв, которое можно найти в любом молитвослове. Предполагается, что каждый православный христианин читает их в начале и в конце дня. Хотя в реальности читают не все. Кто-то даже не знает об этих молитвах, у кого-то не получается по тем или иным причинам, а кто-то попросту не хочет.
И со стороны последних нередко можно услышать вопрос: а действительно ли нужно это правило?
Некоторые говорят: ну вот, читаешь каждый день одни и те же молитвы, и уже не чувствуется какой-то сердечной теплоты при этом. Получается, формально отчитал и всё. Не лучше ли вместо такого формального чтения молитв, просто молиться своими словами когда душа просит?
Мысль эта может показаться даже благочестивой, — мол, мы же ратуем за то, чтобы молитва была тёплой, сердечной, искренней… Но на самом деле мысль эта от лукавого, поскольку ведет к сокращению, а то и прекращению молитвенной жизни христианина. Люди, которые руководствуются таким принципом, начинают всё меньше и меньше молиться, потому что всё реже и реже чувствуют побуждение искренне помолиться, чем когда они держали благословленное Церковью молитвенное правило.
К сожалению, душа наша, погрязшая в мирской суете и пораженная грехом, отнюдь не испытывает сама собою регулярное и частое горячее желание подолгу молиться. Обычно только в минуты опасности или каких-то тревог, переживаний, человек вспоминает про молитву. Поэтому те рассуждения, которые я процитировал – это на самом деле путь к тому, чтобы просто потерять молитву и потерять все те добрые плоды, которые привносит жизнь православного христианина молитвенное правило.
Приведу слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу духом и истиною. Между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием. Молитвенное правило удерживает молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на всеблагого и Всемилосердного Бога».
Регулярное молитвенное правило наряду с постами и богослужениями – это та основа, которая нужна христианину для дальнейшего построения своей духовной жизни, без которой о каком-то дальнейшем росте говорить несерьёзно.
И, конечно, очень важно для христианина, чтобы его день начинался с молитвы Богу и заканчивался молитвой Богу. Многие знакомые мне христиане подтверждали, что видели большую разницу: если начал день с молитвы, или если забыл помолиться утром – день идет совсем по-другому. И дело не в том, что обязательно какие-то неприятности у тебя случаются, но и в том, какой ты сам в течение этого дня, что из тебя вылезает, как ты реагируешь на те или иные искушения. Разница есть.
Святитель Феофан Затворник так об этом пишет: «Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка… спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине, вознестись к Господу умом и сердцем… Настроившись молитвой и богомыслием с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговении и страхе Божием, с собранными мыслями. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении».
Но здесь могут сказать: а почему нельзя молиться своими словами? Почему нужно молиться одними и теми же молитвами, которые прописаны в молитвослове?
Дело в том, что мы, приходя из мира в Церковь, из среды которая очень далека от святости, нуждаемся в том, чтобы учиться молитве. И вот эти молитвсловия, которые Церковь собрала в утреннее и вечернее правило, учат нас тому, как правильно молиться, что и как правильно говорить Богу. Без этого наша молитва была бы весьма примитивной.
Вместе с тем я не буду отрицать и того, что у многих при чтении утреннего и вечернего правила есть механического отношение к этому, нет сердечной молитвы, это правда. Но это проблема не правила, а нашего духовного состояния, которое без правила не станет намного более молитвенным, оно станет ещё хуже.
Задумайтесь: почему человеку, который влюблен, не надоедает снова и снова произносить фразу «я тебя люблю»? Потому что живо чувство, которое он выражает через эти слова. А если вдруг он ощутит, что произносит эти слова формально и их произнесение начинает его тяготить, то это проблема самой фразы или же состояния его души, которое изменилось?
Впрочем, помогают не скатиться в формализм и довольно простые вещи. Например, после вечерних молитв добавляйте что-нибудь и своими словами. Если что хорошего произошло в этот день – поблагодарите Бога за это. Если о чем-то переживаете или о ком-то – попросите за него. Если о чём-то недоумеваете – опять-таки попросите вразумления. Согрешили в чем-то – попросите прощения. Это займет всего несколько секунд, но вот эта дополнительная молитва – небольшая, краткая, которая идет от личной конкретной ситуации – мне кажется, будет хорошим дополнением к тем молитвам, которые христианин прочитал в правиле.
Кроме того, конечно, сам вот этот строй – молитвы утренние и вечерние, перед началом дела и по окончании дела, перед трапезой и после трапезы – он дисциплинирует нас, приучает к тому, чтобы у нас все было по чину. И для нас это очень полезно, потому что сейчас мы все в той или иной степени расхлябаны. А без самодисциплины, без умения взять себя в руки и трудиться, делать одно и тоже, независимо от того, есть у тебя настроение или нет – христианин в принципе вести духовную жизнь не сможет. Регулярные молитвы, и регулярные посты, и регулярное посещение служб – это то, что помогает ему войти в этот порядок, который изменит его душу и поможет ее привести в должное состояние.
Другой вопрос который чаще можно услышать, звучит от людей, которые не ставят под сомнение необходимость регулярного молитвенного правила. Они говорят: у меня просто не получается в силу тех или иных обстоятельств или моей личной духовной расхлябанности. Забываю про утренние молитвы, а вечером уже слишком уставший, чтобы читать «молитвы на сон грядущим». В связи с этим возникает вопрос: а можно ли сокращать молитвенное правило, и если да, то до какой степени?
Причём важно постепенно добавлять, увеличивать количество молитв. Если у вас сокращенное молитвенное правило, добавляйте постепенно – плюс одну молитву, потом ещё. Увеличивать, но не сокращать.
Есть очень простые вещи, которые многим позволяют нормально держать молитвенное правило. Первое – это положить молитвослов рядом с кроватью так, чтобы когда утром ты встаёшь, он был бы у тебя под рукой. Одно такое простое действие помогает человеку не пропускать, не забывать о молитве.
Также стоит завести будильник так, чтобы встать пораньше и спокойно помолиться. Некоторые спрашивают: вот я молюсь, допустим, в дороге, когда еду на работу – можно ли это? Ну, конечно лучше делать так, чем вообще не молиться, это правда. Но ещё лучше, если ты встаешь немножко пораньше и спокойно молишься без того, что громыхает метро, или люди рядом стоят, и тебя что-то отвлекает. Конечно, лучше всего так. Но если же у человека это единственное время, когда он может помолиться, то я считаю, что можно допустить молитву в дороге. Это лучше, чем если вообще не молиться и при этом просто сидеть и рассматривать людей, которые рядом с тобой едут.
Второй момента касается вечерних молитв. Очень многие на этом спотыкаются. Они думают, что это молитвы, которые нужно читать непосредственно перед тем, как отправляешься спать, и поскольку очень многие полуночничают, поздно ложатся спать, то они доводят себя до такого состояния, когда они совершенно не смыслят, если начинают читать молитвы. И даже если они дочитывают в таком сомнамбулическом состоянии, то пользы от молитвы не получают. Часто именно из-за такой усталости и такого состояния упадка сил люди отказываются от вечерних молитв или их сильно сокращают.
На самом деле вовсе не обязательно ждать полуночи, или еще более позднего времени, когда человек, может быть, засыпает. Вот вы вернулись с работы домой, и всё, после шести вечера вы можете найти свободное время, пока вы еще чувствуете бодрость и силы – прочитайте основную часть вечерних молитв. И оставьте последние две-три молитовки, которые уже непосредственно перед тем, как пойти спать, прочитаете. Это не моё изобретение, это и разные духовные люди, в частности, игумен Никон (Воробьев) советовал. Но это как раз то, что позволит читать вечерние молитвы с пользой для души и не пропускать их.
Также я хотел сказать по поводу так называемого Серафимова правила, поскольку многие прибегают к нему, заменяют им правила утреннее или вечернее, или и то и другое. Оправдывают это тем, что у них не хватает времени и сил.
Конечно, это возможно, но всё-таки как исключительное явление. Когда замотался так, чтобы уже действительно не в состоянии почитать все вечерние молитвы и вот хотя бы кратко решил помолиться. Но не стоит допускать, чтобы постоянно всё сводилось к Серафимову правилу. Не стоит лишать себя той пользы, которую христианин получает от чтения тех высоких и красивых молитв, которые Церковь собрала для нас в утреннем и вечернем правиле.
Вообще, на мой взгляд, современным людям, особенно жителям больших городов, очень важно держаться за правило. Теряя регулярную молитву, они нередко попадают в самые разные горькие прегрешения, от которых сами потом мучаются. В настоящее время, на мой взгляд, дьявол старается прежде всего украсть у христиан регулярную молитву. После того как ему это удается сделать, и христианин теряет живую молитвенную связь с Богом, дальше уже дьяволу очень легко работать с таким человеком и вести его туда, куда ему хочется.
Поэтому я хотел бы призвать не относиться к этому вопросу легкомысленно. А то ведь многие думают: ну да, не помолился, конечно, нехорошо, но ничего страшного, никто же не умер, это не великий грех.
Да, само по себе это не великий грех, но это то действие, которым ты лишаешь себя покрова Божия и открываешься для воздействия дьявольского, а уже оно приведет тебя к большим грехам.
Как говорил преподобный авва Исайя, «Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа».
СМ.также:
- Зачем молиться чужими словами?
- О молитве (свт.Феофан Затворник)
- Разве живое общение с Богом может строиться по правилам?
Просмотров (18)