Как правило, с помощью обилия слов человек старается выказать себя с лучшей стороны. Молчание не всегда воспринимается как золото, часто оно считается недостатком, с которым нужно бороться.
Однако для христианского подвижника, наоборот, не многоглаголание, а безмолвие – вожделенное состояние, ради достижения которого он готов предпринять множество трудов. Безмолвие – это двадцать седьмая ступень «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника…
Безмолвие неразрывно связано с практикой умно-сердечной молитвы. Именно желание внимательной и нерассеянной молитвы подвигает на безмолвие: «Отведавший сладости молитвы бегает многолюдства, как онагр (дикий осел, обитающий в каменистой местности. – Прим. автора). Ибо что иное, как не молитва, заставляет его быть подобным онагру и свободным от всякого сообщества людей?». «Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние пред Ним». «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия». «Падение послушнику – собственная воля; а безмолвнику – оставление молитвы».
Но могут быть и другие причины для уединения и безмолвия, не совсем благочестивые…
Преподобный советует, прежде чем покуситься на безмолвие, тщательно испытать себя, по какой из указанных выше причин человек желает этого состояния: «По малому разуму, данному мне, как неискусный архитектон, соорудил я лествицу для восхождения. Каждый сам да рассмотрит себя, на какой отстоит степени. По самочинию ли ищет безмолвия, или для славы человеческой, или по немощи языка, или по неукротимой раздражительности, по множеству ли пристрастия или чтобы понести мучения за грехи, чтобы приобрести большую ревность к подвигам добродетели или чтобы в любви Божией приложить огнь к огню? Будут последние первии, а первии последними. Из сих восьми видов безмолвия семь образуют седмицу нынешней жизни, и одни из них Богу приятны, а другие неприятны; восьмой же вид, без сомнения, носит печать будущего века». «Никто же хотяй создати столп и келлию безмолвия приступает к сему, аще не первее седе разчтет и испытает молитвою, аще иметь еже есть к совершению необходимое, дабы, положив основание и не могий совершити, не был посмешищем для врагов своих и преткновением для других духовных делателей».
Стоит особо заметить, что, если в отношении других добродетелей святые отцы советуют, во избежание тщеславия, не замечать их плодов, то проходящий безмолвие, наоборот, должен обращать внимание на свое преуспеяние: «Кто разумно вступил в безмолвие, а между тем не видит ежедневного приобретения, тот или не так безмолвствует, как должно, или бывает окрадываем самомнением».
В подвиге безмолвия имеются определенные этапы: «Предварительное дело безмолвия есть отложение попечения о всех благословных и непозволительных вещах; ибо кто отворяет вход первым, тот, без сомнения, впадает и в последние. Второе дело – молитва без лености (т. е. псалмопение); а третье – хранение сердца неокрадываемое. Невозможно по естественному порядку вещей, чтобы ненаучившийся буквам читал и изучал книги; а еще невозможнее, чтобы тот, кто не приобрел первого, проходил с разумом последние делания»…
Существуют разные формы безмолвия: «Между пребывающими во глубине безмолвия одни умаляют страсти; другие проводят большую часть времени в псалмопении; иные терпеливо пребывают в (умной) молитве; иные же простираются к видению. Проходи сии делания по образу лествицы, т. е. постепенно. Могий о Господе вместити да вместит»…
Решиться на подвиг безмолвия могут лишь те, кто имеет твердую веру и опыт богообщения: «Редки люди, совершенно изучившие мирскую премудрость; а я скажу, что еще меньше таких, которые знают Божественное любомудрие истинного безмолвия». «Кто еще не познал Бога, тот не способен к безмолвию и многим бедам подвергается на сем пути. Безмолвие погубляет неискусных, ибо они, не вкусивши сладости Божией, все время проводят в пленениях и расхищениях, в унынии и парениях»…
Также не могут пребывать в безмолвии те, кто прежде не позаботился об очищении себя от страстей: «Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море и думает безбедно достигнуть берега на доске». Но может быть и исключение: безмолвие может быть полезно человеку, страдающему блудной страстью, при условии, что он будет подвизаться под руководством опытного наставника: «Тем, которые борются с телесною похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, если они только имеют наставника. Ибо уединенная жизнь требует Ангельской крепости. Я говорю здесь об истинных безмолвниках по телу и по душе».
Решительно не рекомендуется безмолвие людям, страдающим гневом, гордыней и другими связанными с ними страстями: «Никто из тех, которые лицемерно подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия, чтобы не дойти ему до исступления ума, и только. Если же кто чист от сих страстей, тот познает полезное; впрочем, думая, что и он сам собою не может сего достигнуть»…
Бывает, что бесы специально присылают к безмолствующим праздношатающихся людей, чтобы отвлечь их от этой добродетели. Преподобный советует не бояться обличать таких людей, но рассудительно, ибо среди них могут быть и такие, которые действительно нуждаются в помощи…
Кто берет на себя подвиг безмолвия, не должен переживать о том, что окружающие люди останутся без духовного назидания, ибо он может и без слов просвещать окружающих…
Идеальным состоянием для желающего подвизаться в безмолвии является уединение… К сожалению, результат уединения может быть разным: «Пустыня приняла многих благоискусными и потом отвергла их, как неискусных, обличив сластолюбие их, которому они подверглись чрез самочиние. Но она же, принявши некоторых не совсем искусных, сделала их тщательными и горящими ревностию, внушив им страх и попечение собственного ответа за бремя своих согрешений».
Чтобы приобрести безмолвие, преподобный советует полностью отвлечься от мирских попечений… Кроме отложения мирских попечений, для безмолвия подвижнику необходимо великое терпение…
Важным деланием для безмолвника должно быть чтение Священного Писания. Кто еще не приобрел духовной рассудительности, тем преподобный не советует читать книг, могущих поколебать веру: «Чтение Св. Писаний немало может просвещать и собирать ум, ибо они суть глаголы Духа Святого и всячески вразумляют читающих. Будучи делателем, прочитывай деятельные книги отцов; ибо исполнением сего на деле чтение прочего делается излишним. Старайся научаться разуму и делу спасения более от трудов, а не из одних книг. Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных».
Даже любопытство может отвлекать подвижника от безмолвия: «Старайся быть нелюбопытным, ибо ничто так не оскверняет безмолвия, как любопытство»…
Преподобный Иоанн, понимая, что не все могут понести подвиг безмолвия, указывает, что и те, которые живут в общежитии среди многолюдства и пребывают в послушании, тоже могут получить немалую пользу… Следует обратить внимание, что есть существенная разница, как бесы нападают на тех, кто живет в общежитии, и на тех, кто подвизается в безмолвии: «Из восьми главных духов пять бесов (гордость, тщеславие, разленение, печаль и любостяжание) борются с безмолвствующими; а три – с проходящими послушание (чревоугодие, гневливость, блудная страсть)». Иногда эти страсти могут бороться между собою: «Однажды я, сидя в келлии, впал в такое разленение, что думал почти ее оставить. Но пришли некоторые странники и наговорили мне как безмолвнику много похвал, и помысл разленения тотчас оставил меня, будучи прогнан тщеславием… Я удивился, как трерожный бес тщеславия сопротивляется всем духам». Особенно это очевидно в различных сектантских движениях. Их адепты любят хвастаться незлобием, трезвенностью, целомудрием, честностью, не замечая, что все другие страсти у них вытеснил более сильный бес тщеславия.
Кроме тщеславия, подвизающемуся в безмолвии должно бояться еще более сильного духа гордыни: «Неусыпно наблюдай душевным твоим оком за возношением, ибо между обольщениями нет ничего губительнее сей страсти»… С духом уныния очень тесно связана блудная страсть…
Чтобы на подвизающегося в безмолвии меньше нападало уныние и другие страсти, преподобный советует заниматься рукоделием: «Наблюдай, о уединенный инок, времена, когда и какие звери к тебе приходят; если же не так, то не возможешь поставить на них приличные сети. Если уныние, получив разводную, совершенно от тебя отступило, то не будешь иметь нужду в рукоделии, если же оно еще нападает на тебя, то не знаю, как будешь безмолвствовать». Примерно такой же совет против уныния дает западный подвижник преподобный Бенедикт Нурсийский: Оra et labora – молись и трудись. Так же поступал и преподобный Антоний Великий, который значительную часть своей жизни провел в полном одиночестве. В Древнем Патерике рассказывается, что, когда он «впал в уныние и в большое омрачение помыслов и говорил Богу: Господи! я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне. Что мне делать в скорби моей? Как спасусь? – И вскоре встав, Антоний вышел вон, – и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять стал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал Антонию: и ты делай так, – и спасешься! Услышав сие, Антоний возымел великую радость и дерзновение, – и поступая так, спасался»…
Еще одним важным средством против бесовских искушений, которое применяет безмолвник, есть осознание и оплакивание своих грехов: «Не бойся шума скаканий бесовских, ибо плач не знает боязни и не приходит в ужас».
Если безмолвник правильно подвизается и побеждает указанные выше бесовские искушения, то приобретает добрые духовные плоды.
Первым плодом уединения и молчания есть внимательная сердечная молитва, которую слышит Господь: «Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу как бы в уши царя. А которые молятся устами, те припадают к Нему как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя. Если ты собственным опытом научился художеству молитвы, то слово мое для тебя понятно».
Вторым плодом молчания есть развитие стратегического чувства, то есть подвизающийся как бы с некоторой высоты начинает видеть все замыслы лукавого и легко может их разрушить…
Третьим плодом безмолвия есть особая духовная проницательность, которая приобретается благодаря негативному опыту борьбы с бесами… Именно для того, чтобы войти в такое состояние, безмолвник старается удаляться от общения с другими людьми: «Истинный безмолвник, не желая лишиться сладости Божией, так удаляется от всех людей, без ненависти к ним, как другие усердно с ними сближаются».
На высшей степени безмолвия человек полностью отрешается от всяких житейских забот и попечений и при этом Господь, благодаря его молитве и милосердию, украсившему его до подвига безмолвия, доставляет все необходимое…
Подвижников, не выдержавших искушений и оставивших уединение и безмолвие, преподобный Иоанн сравнивает с неверными женами, которые через вольность в обращении с чужими мужьями теряют свою чистоту, а затем на них нападает окамененное нечувствие, то есть они теряют способность любить: «Жена, не сохранившая чистоты ложа, осквернила тело; а душа, не сохранившая завета (послушания), осквернила дух. За преступлением первой следуют укоризны, ненависть, побои и, что всего плачевнее, развод. За преступлением же последней следуют: осквернения, забвение смерти, ненасытное объедение, невоздержание очей, искание тщетной славы, безмерный сон, окаменелость сердца, смущение духа, непослушание, прекословие, пристрастие, неверие, неуверенность сердечная, многословие и вольность обращения, злейшая из всех сих. Но что всего жалостнее, – это сердце, чуждое умиления, за чем в невнимательных следует совершенная бесчувственность, матерь падений».
Те из безмолвников, которые выдерживают все искушения, исполняют заповедь апостола о непрестанной молитве (1 Сол. 5:17): «Могущество царя состоит в богатстве и во множестве подданных, могущество же безмолвника – в преизобилии молитвы».
Подробнее — в источнике
Просмотров (12)