Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Боженька или Спаситель? (Как научить детей молиться)

Крошечный пищащий сверток, перевязанный голубой или розовой лентой… Это бесценное сокровище, приехавшее из роддома, верующие родители должны не только вырастить, но и воспитать в христианской традиции, не только одеть, обуть и выучить, но и дать возможность получить богатство нетленное. Как правильно провести крошечное существо по дорожке от дома к храму? На вопросы по этой теме отвечает настоятель Богородице-Рождественского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Сыну всего три месяца, его только что крестили, но все время до этого наша бабушка выражала желание помазывать ребенка освященным маслом и крещенской водой, крестила его утром и на ночь. Можно ли это делать, если ребенок не крещен?

— Почему же нет? Конечно, можно. Не могу припомнить хотя бы один аргумент в пользу запрещения доброго дела, которое делается с любовью.

— У моей крестницы недавно родился ребенок. Но крестить младенца родители не хотят. Говорят: «А зачем? Если ему захочется, он вырастет и сам решит, хочет ли он быть православным. У человека должен быть выбор». Что им на это ответить? И еще один вопрос. Значит я — ее крестная — виновата, что молодая мама не видит, не понимает значения таинства Крещения? Значит, я плохо за нее молилась?

— В православии допускаются обе формы крещения — над младенцем по вере родителей и восприемников (крестных) и над взрослым человеком, сделавшим сознательный выбор стать христианином. Но в православной семье была бы странной ситуация: верующие родители регулярно причащаются и молятся, а чадо их в этом не участвует. Неслучайно Деяния апостолов рассказывают о крещении сотника Корнилия со всем его домом, а домом в древности называлось не только строение, но все те, кто живет в нем. И это значит, что крещение принимает не один только сотник, но также и все его «домашние»: прошедшие оглашение словом Петровым и получившие дар Святого Духа (Деян 10:44). А именно: слуги Корнилия (Деян 10:7), благочестивый воин, находившийся при сотнике (Деян 10:7), родственники и близкие друзья центуриона (Деян 10:24). А также его жена и дети, которые, видимо, присутствуют по умолчанию. И второй ваш вопрос. Дело, конечно, не в том, что вы плохо за маму ребенка молились, а в том, что согласились стать крестной у невоцерковленных родителей. Ведь для того, чтобы воспитать христианина, нужно старание как родителей, так и крестных, давших Богу и Церкви обязательство заботиться о духовном росте своего крестника. Это большая ответственность для верующих людей, понимающих, что посвящение ребенка Богу — не обрядовые игрушки, а серьезное Таинство. Поэтому не стоит давать согласие стать крестной, не взвесив все за и против. А если уж так случилось, то остается усердно молиться за ребенка и его родителей, чтобы Гос­подь вразумил последних.

— С какого возраста ребенка нужно начинать приучать к молитве? Можно ли это делать, когда младенец еще в пеленках, и как конкретно это делать с грудничком? Ведь в таком возрасте он еще ничего не понимает, а молитва — это всегда личный разговор с Богом, от личности человека к личному Богу.

— Христос сказал: «… пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их…» (Мк 10:14–17). Это для нас: не препятствуйте! Пока ребенок не понимает слов молитвы, нужно молиться за него по родительской любви и вере. А когда начнет понимать, следует ему объяснить понятным языком, что такое молитва и научить молиться самого самыми простыми искренними словами. Главное, чтобы делал он это с радостью, без давления со стороны старших. И тут от родителей и близких людей многое зависит. Прежде всего, разумеется, их личный пример. Примером не может быть «вычитывание» молитв в молитвослове, им может стать только искренний разговор человека с Богом.

— Какой должна быть детская молитва? Наша бабушка все время говорит дочке «Боженька», «Попроси Боженьку». Правильно ли это? И нужно ли принуждать детей к молитве, если они не хотят утром или перед сном вставать вместе с отцом и матерью перед иконами?

— Насильно к Богу еще никого не удалось привести, а вот оттолкнуть — случается и нередко. Надо запастись терпением и находить слова не принуждения, а душевного участия. Это нелегко, но кто же, кроме вас, позаботится о душе вашего ребенка? Излишним давлением можно привить у малыша нелюбовь к молитве и к Церкви, и эта нелюбовь может остаться у него на всю жизнь. Такое случается и в религиозных семьях — отбирают родители армейским принуждением «делай как я» свободу выбора у своего сына или дочери, вместо того, чтобы вложить в его сердце радость общения с Богом. Для того чтобы этому научить, надо иметь большую любовь и не меньшее терпение, а также и знание возрастной психологии. Уменьшительные суффиксы имен Божиих если и можно применять, то только для детей самого раннего возраста, а потом нужно приучать их разговаривать с Богом по-взрослому. А то ведь слышишь порой во время причащения, как бабушка объясняет малышу о Теле и Крови Христовых: «Сейчас тебе сладенькой водички дадут!» Хочется спросить ее, зачем в храм-то пришла, сладенькой водички могла и дома внучку дать? Понимает ли сама, Что находится в Чаше? А насчет утреннего подъема скажу так: если вы собираетесь в храм, придется детей поднять (исключая младенцев, конечно, которых привозят непосредственно к Причастию), а если не в храм, так зачем их будить? Пусть спят. Когда проснутся, тогда и помолятся, а вы проследите, чтобы малыши это сделать не забыли.

— Слышала, что существует детское молитвенное правило. Что это такое? Установленный и одобренный Церковью перечень молитв, или родители вправе собрать его самостоятельно? Если можем сами, то каким оно должно быть, и как приучить к нему ребенка?

— Не нравится мне слово «приучать». Ребенок ведь не кошка или собака, которых приучают знать свое место и т. д. Если следовать «приучению», то можно воспитать фарисея, который будет все внешне исполнять, а душа останется холодной. Не слепого исполнения ждет от нас Господь, а подготовки души к встрече с Богом, что происходит во время литургии, в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. Спаситель говорит: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф 9:13). Чувствуете разницу? Милость — от сердца, жертва — от ума. Не нужно каждый день спрашивать ребенка: «Ты вычитал правило? Нет? В угол поставлю!» Пусть он видит, что вы это правило читаете. Пусть он в воскресенье придет в храм и не прос­то стоит на службе бездумно, а научится понимать, что там происходит. Научите (не приучите) его читать «Отче наш…» и «Богородице Дево, радуйся…», и если он знает эти молитвы и молится — это уже большая радость. Потом и правило сумеет читать не по-фарисейски. Зачем изобретать велосипед, когда на нем уже давно катаются? Есть детские молитвословы — открывайте, объясните детям и пусть себе молятся.

— На день рождения, в два года, нам подарили детскую Библию. Не рано ли в этом возрасте читать детям такие серьезные книги? И во сколько лет это лучше всего начинать делать? Кроме Библии, какую детскую православную литературу можно посоветовать для ребенка? Например, старшая дочка уже скоро пойдет в школу — какие книги православной тематики подойдут для нее?

— Воспитывают ребенка книги не только сугубо православной тематики, но все добрые книги, а их немало. Ведь и детскую Библию надо читать малышу с объяснениями. А вы можете это сделать? Все сюжеты сумеете пояснить? Наверное, следует что-то прояснить для себя, найти понятные ребенку слова, чтобы он понял суть прочитанного. Все дети разные, потому и подход к каждому должен быть индивидуальным. Все вместить в понятие «православная литература» невозможно. Вы сами пришли в Церковь? Хорошо. Что вы читали в детстве? Значит, и вашему малышу это прочитать не помешает. Конечно, и новых книг много — выбирайте то, что подойдет именно вашему ребенку. Главное, чтобы ему было нескучно, а нескучно бывает, когда понятно и интересно. Других критериев я не знаю.

— С семи лет мы водили ребенка в воскресную школу. Сейчас у него начался переходный возраст, и он начинает сомневаться в самых важных вещах, например, спрашивает: «А Бог действительно есть? А кто Его видел?» Он стал реже ходить в храм, приходится уговаривать. Боимся, как бы он совсем не отошел от храма. Как быть в этой ситуации?

— Пришло время личного выбора. Если вы сумели в раннем детстве посеять в душе у вашего чада зернышко веры, оно взойдет, не мешайте ему и отпустите. Нельзя давить, но надо уметь отвечать на вопросы. Ребенок вас спрашивает: кто видел Бога? Хороший вопрос и несложный. Скажите, что святые видели. А почему я не вижу, задаст он следующий вопрос. А вы из Евангелия в ответ: «Блаженны (то есть, счастливы) чистые сердцем, ибо они Бога узрят…» (Мф 5:8). А ты чист сердцем? Вот когда сердце станет чистым, тогда и Бога увидишь. Расскажите подростку все о Нагорной проповеди, ведь это очень интересно и полезно знать взрослеющему человеку. Разговаривать надо с детьми с любовью и, конечно, со знанием дела.

Источник

См.также:

Просмотров (14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *