– Для меня эта история еще, знаешь, в чем поучительная? Вот умирает кто-нибудь, больно ему, страшно. Тебя зовут с ним поговорить, и у тебя получается, – говорил мне недавно отец Евгений, священник с новых территорий. – Умирающий вдруг начинает радоваться! Что Бог есть, что у него остались хоть эти несчастные два дня жизни, но – с Господом! И ты такой: «Вот это я молодец! Вот это я сказанул! Вот это повлиял!» А проходит время, смотришь – а это не ты сказанул. Это Бог тебя поставил и через тебя, такого немощного, грязного, страстного, сотворил Свою милость. Не погнушался тобой, а ты о себе еще какого-то особого мнения. А в этой истории еще и Богородица. С Нее же всё началось! Она Сама, Пречистая наша Дева, вошла в дом этой женщины. И сотворила чудо!
Звенья одной цепи
Ох, какую же чудесную историю рассказал мне недавно батюшка!.. О том, как милостив Господь, как «возится» Он с каждым из нас. Потому что Любовь Его не знает границ. А еще потому, что молит о нас Своего Сына Божия Матерь. За каждого просит, даже за тех, кто от Него отвернулся. И заботится о человеке даже тогда, когда он об этом не подозревает.
– А еще это о том, что в жизни всё не просто так, – говорил отец Евгений. – Во всем есть Промысл Божий. И какие-то, казалось бы, незначительные события оказываются очень важными звеньями одной цепи, которая называется «Путь к Богу».
…Случилось это лет двадцать назад. Тогда на приходе у батюшки появилась женщина, Лидия Васильевна. На самом деле, были они знакомы уже давно. С тех времен, когда отец Евгений был еще подростком.
– Тетя Лида была подругой моей мамы, – рассказывал отец Евгений. – И я ее время от времени видел. Но в церковь она тогда не ходила. Привела ее, как водится, беда. Я уже точно не скажу, что это было. То ли рак, то ли предпосылки к нему. Врачи вырезали опухоль, и она поправилась. Но в той сложной и страшной для нее ситуации она и пришла в храм. А я как раз уже был там священником. И не просто пришла, получила просимое (жизнь и здоровье) и ушла, а осталась. Почувствовала Бога. Начала исповедоваться, причащаться. А когда человек причащается Святых Христовых Таин, сердце у него размягчается, он становится добрее, и ему хочется разделить это теплое чувство со всеми, кого он знает. С родными, друзьями, даже с посторонними людьми.
«Время для себя»
Была у Лидии Васильевны подруга. Тоже Лидия. Только Максимовна. Они друг друга так и назвали: «Лида Первая и Лида Вторая». Дружили они много лет и с большой любовью друг ко другу относились. И единственное, наверное, их взаимное непонимание случилось тогда, когда Лида Первая пришла в храм. И захотела привести к Богу и Лиду Вторую.
– У подруги был день рождения, и Лидия Васильевна решила использовать это как повод для своей миссионерской деятельности, – рассказывал отец Евгений. – Думала-думала и придумала сделать ей не просто подарок, а духовный – икону, например. Но так как сама она к вере пришла недавно и особо в образах не разбиралась, то взяла тот, который ей больше всего понравился – Богородицы. Пришла в гости и подарила. Только Лидия Максимовна, хотя из уважения к дружбе и приняла его, но особо не прониклась. Слишком далека она тогда была от Церкви. Вела полугламурный образ жизни. Считала, что Православие накладывает какие-то страшные ограничения, и это дело бабушек, которым уже ничего в жизни не нужно. А дело человека, который вырастил детей, но еще не вышел на пенсию (как она сама), – уделять оставшееся небольшое время себе. Наслаждаться жизнью, ездить с мужем во всякие поездки, на шоппинг, в рестораны и так далее. И никак не урезать эту свою, как ему кажется, свободу.
После того дня рождения Лида Первая не оставила попыток духовно просветить свою подругу. То и дело заводила разговоры о Боге, но Лида Вторая от темы уходила.
– Лидия Васильевна, конечно, расстраивалась, но невольник, как говорится, не богомольник. Чего лезть, если человеку всё это чуждо и неинтересно. А когда все эти вопросы были отпущены и больше не поднимались, Лидия Максимовна неожиданно тяжело заболела.
«Духовный рак»
Прошла Лида Вторая обследование, и выяснилось, что у нее уже последняя стадия рака.
– Вроде бы уже явный звоночек, даже набат, чтобы человек обратился к Богу, – говорил мне отец Евгений. – Но она стала обращаться к разным психологам. И, понятное дело, к врачам. Врачи сделали операцию и все, что от них зависело. Психологи тоже какие-то свои настройки к ней применили. Но ничего не помогло, и болезнь прогрессировала.
И тут неожиданно выяснилось, что та икона Богородицы, которую подарила Лиде Второй Лида Первая, – «Всецарица». Это правда было неожиданно, потому что прихожанка отца Евгения даже не знала, что берет, – сама в храм недавно ходила. Как я уже сказала: понравилась – и понравилась. Что это за образ, в каких случаях к нему обращаются – не знала. Понятно, что не только в случае рака можно ей молиться, а о семейном благополучии – ни-ни. Это, знаете, как я в начале моего церковного пути. Приехала в Новоспасский монастырь и до одури боялась случайно помолиться «Всецарице». Думала – все тут же и заболеем.
– Но не просто так ведь молятся этому образу об исцелении от рака, – говорил отец Евгений. – Замечено, что особо печется Божия Матерь «Всецарица» об этих страдальцах. И Господь так всё устроил, что первая берет именно этот образ, а вторая вообще в Бога не верит, но заболевает той физической болезнью, которая была видимым образом ее духовного состояния. И обе болезни сейчас очень распространены. Непонятно? Смотри: говорят, что раковая клетка – это клетка, которая живет сама для себя, а не для всего организма. Потому что нормальные, здоровые клетки отдают себя человеческому организму и все вместе отлично существуют. А раковая, наоборот, всё забирает на себя. Все силы организма употребляет на свой рост. И тем самым человека убивает. И сама с ним погибает… И это как другая наша болезнь, духовная уже, эгоизм называется, самолюбие. Духовный наш рак. И мы им все очень больны. Всё себе, всё для себя. Отдых, шоппинг, «ты этого достойна», «вы меня обесценили», «и пусть весь мир подождет». А в итоге рушатся семьи, рвутся связи – и всё гибнет.
«Правда всегда успокаивает»
И Лидия Максимовна могла бы погибнуть, потому что из-за тяжелого своего состояния думала даже о самоубийстве. Но буквально в последние дни ее жизни выяснилось, что дома у нее именно «Всецарица». Подруга ее, прихожанка отца Евгения, пришла навестить и наконец увидела.
– И сама удивилась, и болящую удивила, рассказав, что это за образ такой и когда ему молятся, – вспоминал батюшка. – И то ли это повлияло, то ли еще что, но именно тогда Лида Вторая прислушалась, наконец, к Первой и согласилась позвать священника. Я пришел. И Матерь Божия так расположила и ее, и мое сердце, что между нами получилось какое-то очень правильное и искреннее духовное общение. Слова нужные подобрались, которые она смогла правильно воспринять. Она исповедовалась, причастилась Святых Христовых Таин. Какая-то вдруг стала тихая, мирная. До этого металась. Знаешь, ведь как бывает? Человек уже умирает, а родные просят тебя ему об этом не говорить. Врачи говорят то одно, то другое. И сам больной, хотя и видит, что дела его плохи, но разрывается вместе со всеми. И себя, и их обманывает. И все мучаются. А тут мы так прекрасно обо всем поговорили (у меня даже соблазн был себе это приписать), что она приняла свой уход – и успокоилась. Правда всегда успокаивает. Всё встает на свои места, и человек начинает делать то, что нужно: исповедоваться, каяться в своих грехах, причащаться. Радоваться тому, что Господь дает ему время для очищения души. Это такая ни с чем не сравнимая радость присутствия Бога.
А после причастия случилось… чудо. Лидия Максимовна уснула – без сильных обезболивающих, наркотиков, без которых раньше не могла. У нее прекратилась рвота, которая давно уже длилась сутками напролет. Она спала как младенец. А когда проснулась, сказала:
– Теперь я знаю, что Бог есть! Я хочу быть с Ним. Хочу, чтобы ко мне приходил священник, мы вместе молились, я буду причащаться.
Это родные батюшке позвонили и рассказали. Отец Евгений пришел еще один раз, и через два или три дня она так же тихо и мирно ушла ко Господу.
«Чтобы мы не отчаивались»
– Вот так человек к Богу и пошел, – говорил отец Евгений. – А всё ведь началось со «Всецарицы». Которая была подарена этой женщине еще тогда, когда никто не знал, что она болеет раком. Божия Матерь вошла в ее дом, когда у этого человека еще даже не было веры. И начала заботиться. Через эту икону как бы говоря: «Хоть ты Сына Моего и оставила, хоть ты веру и забыла, ты ведь человек крещеный. А Сын Мой о тебе не забыл. И вот Я здесь у тебя, но ты еще ничего об этом не знаешь!» Так что всё произошедшее – это такой Промысл Божий и знак. Хотя его сразу и не заметишь. Смотришь на эту ситуацию и думаешь: «Хорошо, что подруга верующая была, хорошо, что священник пришел…» А это всё от Матери Божией было. А ведь могло же всё очень плохо получиться…
Параллельно с этим тихим и мирным уходом отец Евгений наблюдал другой – страшный. Он уже не раз мне говорил, что часто замечал: такими вот «совпадениями» Господь как будто показывает ему, что это как раз не совпадение и не случайность.
– Второй человек точно так же заболел. Ему предлагали сходить самому в храм, потом хотели позвать к нему священника. А он вместо того, чтобы обратиться к Богу, отправился в дальнюю дорогу к какому-то алтайскому целителю и ясновидящему. Тогда еще можно было свободно ездить. Говорили, что тот какими-то травами вылечивает все болезни. И рак на последней стадии тоже. Не бесплатно, конечно. Но что ни сделаешь ради жизни!.. Этот больной собрал последние силы и последние деньги, поехал – и по дороге умер. Без покаяния, без Причастия, без Бога. Страшно. Но так Господь показывает два параллельных пути. Человека, который обратился к Богу и в конце пути познал Его Любовь, Его благодать, Его силу. И спокойно к Нему отошел. И другой – человека, который в отчаянии хватался за все соломинки кроме Бога. А смерть всё равно пришла.
Вот такую историю рассказал мне отец Евгений. И, знаете, меня всегда поражает эта его способность увидеть в самых простых вещах и событиях какую-то необыкновенную глубину. И то, как он сам этому удивляется, – как ребенок. И любви Божией удивляется и радуется. Хотя двадцать лет уже священник. Всякого повидал.
– Думаешь над этим всем и понимаешь, что Господь по любви Своей берет и ставит тебя быть этому свидетелем, – говорил он мне. – Свидетелем тому, как Он исцеляет своей благодатью духовный рак, которым мы все больны. Лидия Максимовна же не только к вере пришла. Она пришла еще и к любви к ближним. И очень сожалела, что мало отдавала им при жизни. Но так получается, что Он не только о ней промышлял, но и тебя, грешного, порадовал тем, что ты видел. И на сердце тебе положил сказать что-нибудь, чему ты сам удивился. Это не твое – это Божие. Это милость Его, что Он тебя привлек послужить делу спасения человека. И подарок тебе, недостойному, от Пречистой Его Матери. Всех Он хочет спасти – и тех, кто в очень тяжкой ситуации на пороге смерти. И нас – показывая это всё. Чтобы мы тоже каялись и не отчаивались. Потому что вот же – история исцеления. Духовного.
См.также:
Просмотров (4)