Когда человек постоянно помнит о Боге, это помогает ему общаться с Ним в молитве. Апостол Павел писал Фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17). Помня всегда о Боге и сподвигая себя на молитву, человек раскрывает благородство своей природы, заложенное в него Творцом, и приближается к обожению во Христе. Через молитву его ум простирается к Богу, и человек начинает ощущать свободу от всего, что держит его в плену земной плоскости.
Однако чтобы молитва была настоящей, она должна захватывать всего человека, а не только уста. Совершенная молитва является умной и в то же время сердечной. Тогда молится и сердце, которое является центром нашего существа. Таким образом весь человек из глубины своего «я», из центра своего существа, молится, исполняя заповедь Божию: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). В молитве сердечной человек предает всего себя Христу. Когда мы молимся Иисусовой молитвой, ее краткая формулировка помогает уму сосредоточиться и опуститься в сердце. Исходя из своего практического опыта, святые отцы-исихасты писали об этой молитве в сборнике под названием «Добротолюбие» (что означает «любовь к прекрасному»). Это название сюда очень точно подходит. Практикуя сердечную молитву, верующие соединяются с Богом, Который есть наивысшая Красота и прекраснейшее, непостижимое Существо.
Поскольку существует риск некоторой путаницы между молитвой сердечной и различными способами медитации, распространенными в восточных религиях, возможно, мне следует прояснить некоторые вопросы. Не только Иисусова молитва, но и всякая молитва Церкви, такая как молитва Господня «Отче наш», должна быть умной и сердечной, то есть она должна исходить из центра нашего существа. Приобретение дара непрестанной сердечной молитвы для нас, православных, является не столько вопросом техники, сколько вопросом сокрушенного сердца, то есть сердца, которое кается, чувствует боль за свои грехи и непрестанно смиряется. Без этого условия никакие приемы, например, использование вдоха и выдоха, не поможет нам обрести истинную молитву.
Всякая молитва должна исходить из центра нашего существа
Сердечная молитва предполагает наше обязательное участие в жизни Церкви, в ее таинствах, соблюдение заповедей Божиих и послушание духовному наставнику. Другими словами, это не индивидуалистически-частный подход к Богу. В Церкви Христовой благодать Божию получают смиренные: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Конечно, для этого необходимо их соработничество Богу и проявление воли, постоянное преодоление себя в борьбе за нового человека.
Я бы хотел отметить, что сегодня люди как никогда испытывают чрезвычайную потребность в молитве, чтобы противостоять современному, крайне материалистическому образу жизни. Современный человек, находясь в миру, легко забывает о своем богоподобии, то есть о своем Божественном происхождении и предназначении. Молитва помогает человеку сохранять его внутреннюю цельность, равновесие и душевный мир посреди суеты, хаоса, дисбаланса и экстраверсии окружающего мира. Молитва помогает ощутить присутствие Бога и Его Промысл в нашей жизни, сдерживает нас от того, чтобы впасть в отчаяние, не позволяет воспринимать мир как пустое и бессмысленное место. Через постоянное призывание самого сладкого и святого имени Христова вы почувствуете присутствие Христа в своем сердце, станете избегать греха, в вас будет возрастать любовь к Богу и ближним, вы обретете мир и начнете дарить мир тем, кто рядом.
Позвольте мне дать братский совет из духовной традиции Афона: чем чаще мы будем произносить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тем ближе будем становиться к Богу и тем больше благодати мы в конце концов получим. И тогда мы окажемся в состоянии справиться с различными трудностями и искушениями сей скорбной земной юдоли. Каждая церковная молитва способствует очищению нашего сердца, но в особенности молитва Иисусова. Ее практиковали наши святые предшественники на Святой Горе на протяжении веков. У нее есть следующее преимущество: поскольку она состоит всего из одного предложения, это позволяет нам сосредоточить свой ум, и он спускается в сердце. И мы молимся оттуда, не думая ни о чем другом, но только о Боге.
Мы все чувствуем, что еще не избавились от ветхого человека в себе. Его главная характеристика – самолюбие, то есть больная, эгоцентричная любовь к себе.
Когда мы обращены на самих себя, это не позволяет нам любить Бога и других людей от всего сердца
Именно из этой нездоровой любви к себе возникают страсти. Будучи страстными, мы не можем бескорыстно относиться к другим людям и даже к вещам. Наши отношения с ближними становятся страстными и эгоистичными, и мы не в состоянии по-настоящему, по-христиански их полюбить. Это в конечном итоге приводит к одиночеству, пустоте, тупику. Под «ветхим человеком» мы понимаем эгоцентричность, от которой все мы страдаем в большей или меньшей степени.
И только тот, кто сам свободен от этой болезни, сможет нас вылечить, сможет помочь нам преодолеть болезнь человека ветхого и стать обновленными, новыми людьми во Христе. Мы все знаем, что это Спаситель наш Иисус Христос, Который, как Бог и Человек, согласно Писанию, «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2: 22). Из-за Своей бездонной, бесконечной любви к нам Господь предлагает нам Себя, чтобы мы могли соединиться с Ним и таким образом приобщиться к Источнику Жизни: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38). Христос дает нам жизнь, и наше приобщение к Нему достигается через Святое Крещение, Миропомазание и Святое Причастие.
Все христиане, участвующие в жизни Церкви, которая есть Тело Христово, по благодати Святого Духа получили семена новой жизни.
Однако мы должны бороться, чтобы все больше очищаться от страстей и украшаться добродетелями
Чем больше мы освобождаемся от своей гордыни, тем больше наше сердце наполняется любовью и благодатью Божией. Чем больше истлевает наш ветхий человек, тем более возрастает человек новый. Этот переход от ветхого человека к новому нелегок, потому что страсти глубоко укоренились в нас.
Если мы хотим очиститься от страстей, нужна постоянная и длительная внутренняя работа и борьба, нужно покаяние. Каждый день мы должны каяться в том, что есть в нас греховного, в нашем эгоцентризме, в нашей неспособности любить Бога и ближних. Каждый день мы должны вести борьбу с грехом: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6: 6). Все христиане призваны бороться в своем сердце за любовь, смирение и чистое исповедание веры, за праведность, терпение, самообладание, трезвение и молитву. Таким образом в нас постепенно начинается духовное рождение нового человека, который освящен благодатью Божией.
Однако как земное рождение сопровождается муками, так и духовное рождение предполагает муки покаяния. Когда мы распинаем ветхого человека, это порой бывает больно и мучительно, но именно тогда в нас воскрешается человек новый: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16). Мы распинаемся вместе со Христом, чтобы воскреснуть вместе с Ним.
Так, постепенно, благодаря терпению и ежедневной борьбе за покаяние, мы освободимся от ветхого, падшего человека и преобразимся в нового. Этого смогли достичь наши святые предшественники на Святой Горе Афон. Своей чудесной жизнью они указывают нам путь покаяния и молитвы, по которому следует идти и нам, если мы хотим достичь блаженной вечности. Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com
См.также:
- Зачем молиться чужими словами?
- ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕТ СИЛ ДЛЯ МОЛИТВЫ?
- ЗАЧЕМ ПОВТОРЯТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ МОЛИТВЫ?
- Детская молитва — семинар для родителей
- МОЛИТВА, СПАСАЮЩАЯ В ЛЮБОЙ ОПАСНОСТИ: ВСЕГО 8 СЛОВ
- Молитва о самоубийцах в Троицкую родительскую субботу
- Молитва о воинах
- МОЛИТВА О СВЯТОЙ РУСИ
- Работа и молитва
- Молитва о живых и усопших на Литургии
- Молитва за неверующих и иноверцев
- Православные молитвы, которыми молились подвижники келейно
- Вопросы о молитвенном правиле
- Т.н. «молитва матери солдата Николе Угоднику»
- Как правильно молиться вечером
- Как молиться за тех, кто просит у тебя молитв о нем? (Паисий Святогорец)
- Школа молитвы (утреннее и вечернее правило ) с о.Валерием Сосковцом
- Научите детей молитве и просите молиться о вас
- Размышления о рассеянной молитве и практических путях избавления от нее
- Научи нас молиться (о детской молитве)
- Что главное в молитвенном правиле?
- Если у человека нет радости, то у него нет Бога [о молитве]
- Как правильно молиться утром?
- Молитва требует отрешённости (Протоиерей Андрей Ткачев)
- Воспитание святых: размышления о детской молитве
- Размышления о рассеянной молитве и практических путях избавления от нее
- Обнимая молитвою мир
Просмотров (3)