После того как волхвы покинули Вифлеем, Иосифу вновь явился Ангел Господень и открыл, что царь Ирод отдал воинам приказ найти и убить Иисуса. Посланник Божий повелел Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет» (Мф. 2: 13)[1]. Не мешкая, Иосиф собрал свой небольшой скарб и, усадив Марию с Младенцем верхом на осла, той же ночью пустился в долгий и нелегкий путь[2] к пределам Египта, где издавна находили прибежище гонимые сыны Израиля[3].
Конечно же, по Божеству Своему Спаситель не мог страшиться ни воинов Ирода, ни какой-либо иной силы на свете. Однако, восприняв по Своем воплощении человеческую природу с ее слабостью и непрочностью, Он желал сокрыть до поры Свою власть и силу от человеческих глаз, не совершая явных чудес вплоть до начала Своего земного служения – в день крещения Иоанном Предтечей. Являя нам образец смирения и самоотречения, Господь несметного небесного воинства, Тот, Кто сотворил небо и землю, спасается ныне бегством от лица грозящей Ему опасности, ограждаемый от всех превратностей долгого пути лишь объятиями Пресвятой Матери. Тем самым Господь показал, что сделался человеком поистине, а не по видимости только, как утверждали впоследствии некоторые ересиархи. С самого начала Своей земной жизни Христос не только претерпевал голод, жажду, холод и прочие испытания, которым подвержена наша смертная плоть, но был преследуем и гоним, дабы подать пример Своим будущим ученикам, научая апостолов с радостью переносить все невзгоды, ожидающие их в этой жизни.
Местом Своего изгнания Господь не случайно избрал Египет – символ страдания и греха[4], страну фараона, олицетворявшего в ветхозаветной традиции бесовские силы, родину всевозможных суеверий и идолослужения. Так было исполнено пророчество, гласившее: «Я… из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11: 1). Господь указал нам, пока еще неявно, что Он пришел в мир, дабы положить конец языческому идолослужению и привести всех людей к познанию истины.
Как гласит легенда[5], на пути Младенца Иисуса в Египет неразумная тварь узнавала в Нем Того, Кого не смогли увидеть ослепленные страстями люди, и славила родившегося в человеческом обличье Творца. Существует рассказ о том, что Святое Семейство сопровождали по дороге львы, которые сделались кроткими, как агнцы, резвились возле ног Иосифа и Марии и играли с их домашними животными, во исполнение пророчества: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 65: 25). Однажды Богомладенец велел пальме наклониться к земле и принести Богородице свои плоды. Когда же по слову Иисуса дерево вновь выпрямилось, из-под его корней забили родники с чистой водой, позволяя путникам утолить жажду. Все творение, окружавшее Святое Семейство, возвращалось, таким образом, в первоначальное райское состояние, прообразуя сотворение новой земли.
Прибыв в Гермополь, в место под названием Сатина, Иисус и его родители подошли к большому языческому храму, где находились 365 идолов: по одному на каждый день года. Как только Пресвятая Богородица с Младенцем Христом на руках переступила порог капища, присутствие Того, Кто есть путь, истина и жизнь, повергло наземь всех стоявших там кумиров и сокрушило их, по слову пророка: «Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в нем» (Ис. 19: 1).
Пробыв некоторое время в Египте[6] , Иосиф, извещенный ангелом о смерти Ирода, получил от него повеление возвратиться в землю Израилеву (см.: Мф. 2: 19–20). Святое Семейство миновало Вифлеем, располагавшийся слишком близко от Иерусалима, где правил теперь Архелай, жестокий и вероломный сын Ирода. Иосиф получил во сне откровение идти в Галилею. Там он поселился в небольшом городке Назарете, «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23).
[1] Этот эпизод, в Евангелии от Матфея следующий сразу вслед за рассказом о рождении Христа и поклонении волхвов, должен был произойти, по меньшей мере, 40 днями позднее, после принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм, о чем повествует св. ап. Лука (см.: Лк. 2: 22–38).
[2] Память бегства Пресвятой Богородицы в Египет содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
[3] См. повествование о патриархе Иосифе: Быт. 37 и далее. Там же нашел убежище Иеровоам (см.: 3 Цар. 11: 40). В то время в Египте проживало около миллиона евреев.
[4] Такое толкование мы обычно находим у святых отцов.
[5] Она изложена в апокрифическом «Евангелии от Матфея».
[6] Пребывание Святого семейства в Египте длилось, по различным толкованиям, от неполных двух до пяти лет.
Просмотров (14)