Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Отошел ко Господу духовник главы РПЦ старец Илий

 

Поздно ночью 15.03.2025 на 94-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Московского и всея Руси и братии монастыря Оптина пустынь, подтвердил ТАСС настоятель Оптиной пустыни владыка Иосиф. 

Он был истинным православным христианином, молитвенником за Святую Русь, воплощением любви и сострадания.

В конце 1980-х старец Илий был направлен в качестве духовника в восстанавливающуюся после 65-летнего запустения Оптину пустынь. В течение 20 лет он возрождал старческое служение. Его трудами возрождались многие храмы и монастыри Орловщины. 

 

+++

Отец Илий был утешением для всей православной России. Божий человек, старец, данный России в эпоху, когда слева и справа люди падали в пропасть соблазна, а затем и в бездну отчаяния. Именно в эту эпоху важно было явить – Россия не оставлена Богом, не забыта Божией Матерью, в душе русских людей не умерла святыня, в сердце русского человека хранится благоговение, чистота и искренняя вера. Таким и был отец Илий, и ради таких, как он, Россия находит свое оправдание перед Богом.

Когда я впервые встретился с отцом Илием, меня поразили его какая-то детская кротость, простота и смирение. В глазах его сияло чистое Небо. Такова и есть подлинная святость – в ней нет никакой сложности, в ней отражается чистое, мирное Небо. И сам ты, находясь рядом со святым человеком, вдруг освобождаешься от груза, с которым пришел, и выходишь после этой встречи совершенным иным, обновленным.

Отец Илий был первым, кто сподвиг меня к принятию священного сана. Слово его, живое и действенное, произвело в душе моей изменение. Передо мной открылся новый путь. Дальше меня вели другие духовники и наставники, но и редкие встречи, подчас случайные пересечения с батюшкой Илием согревали душу теплом и были живым свидетельством – Господь не оставляет Россию, и старчество на Руси не оскудеет, оно живо, ибо движимо Духом Святым.

Отец Илий приоткрыл нам тайну Русской души – души, любящей Бога и ближних, жертвенной и открытой. Души, любящей храм и молитву, отзывчивой, сострадательной к чужой боли. Души, любящей Родину – Россию. Именно такую душу хочет видеть Бог в русском человеке – такая душа была и есть у батюшки Илия.

Ныне он перешел туда, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания. Он предстоит пред Господом, ибо всю свою жизнь Господу и служил. Помолимся о упокоении его души, да сподобит его Господь Своего Небесного Царства! Верим, что не забудет и нас батюшка Илий пред Престолом Божиим. Вечная память и Царство Небесное новопреставленному схиархимандриту Илию!

Священник Валерий Духанин

 

+++

На этом фото, сделанном в субботу кем-то из братии Оптиной, отец Илий помазывает мне голову освящённым маслом… 

Стаканчик с водой и самые простые вещи уже были ему тяжелы. Несколько раз я выходил из кельи и плакал.

Сердце сжималось — сам не знаю, от чего.

От боли, что ему так тяжело. От прожитой огромной жизни, которая здесь, на земле кончается. От того, что он уходит, и как же тогда мы. И ещё от чего-то, чего я сам не понимаю.

От любви, которая умеет рвать что-то внутри.

И от несформулированных, наверно, мыслей, что Небо — такое доступное всем через него — видимо, скоро, примет его всецело и останется прежним, а эта земля никогда не станет такой же, какой была, когда отец Илий просто по ней и среди нас ходил.

Слабенький уже во всем, когда я попросил благословить меня, он перекрестил меня твердой и уверенной рукой. Я никогда, наверно, не скажу всего, чем было для меня это распятие, но его очищающую и победную силу я пережил в тот же день.

За моей спиной на фото у изголовья батюшкиной кровати — мощи святого Луки Крымского, большая частица.

Вчера, в день святого Луки, батюшку хоронили.

Он отошёл на стыке двух дней, которые вобрали смыслы всей его жизни.

В субботу праздновалась Державная икона Богородицы, на которой Матерь Божья на русском троне даёт нам понять, что управляет Россией. За Россию была и главная молитва отца Илия.

А в воскресенье праздновался Григорий Палама — великий учитель Церкви, который вывел самый близкий из доступных на земле путь к Царству Небесному — исихазм, умная молитва, тихий фаворский свет в человеке учение о его обОжении.

ОбОжение — это способность носить уже здесь, на земле, в себе — рай, Царство Бога. В этом обОжении — вся суть Православия.

Все, кто знал отца Илия, видели в нём этот тихий отсвет рая.

Так на стыке двух дней — Державной (он про наше Царство Земное) и Паламы (он про Царство Небесное, которое должно бы отражаться в земном) — и отошёл отец Илий, продолжая, конечно, там, на Небе, свою молитву о земном. О России.

Где-то написали, что это последнее фото батюшки. Нет, последнее, наверно, я сделал сам, на свой телефон. На нём один из самых близких чад батюшки, раб Божий Сергий, нежно по-сыновьи целует его в лобик перед нашим уходом.

Спустя несколько часов батюшки здесь уже не станет, и первое о чём подумалось в путанной рухнувшей тишине и боли — что батюшка ждал его, своего любимого сына, чтобы не уйти, не попрощавшись, и не причинить ему этим боль ещё большую.

Это одна из великих черт всегда очень деликатной, нежной и тихой, точь-в-точь, как у Бога, любви отца Илия.

Святейший вчера в своём слове на отпевании старца много раз повторил это слово — любовь. И ещё больше сам с любовью и нежностью произносил мирское имя отца Илия — Алёша.

Потому что Святейший помнил и знал его ещё Алёшей.

И уже тогда, к Алёше тянулись все, с ним хотелось говорить, потому что в нём была эта любовь и ещё удивительная скромность, тишина, какая-то простота и простое желание быть незаметным.

К этому «незаметному» Алёше спустя всю его жизнь трое суток в Оптину текли десятки тысяч богомольцев и будут течь ещё долго-долго.

В это слово -Любовь, — на которую мы все, вся Россия, летели к отцу Илию, как мотыльки на свет, и отогревались, — вложено столько, чему так трудно, да и невозможно, найти более конкретные слова.

Как апостол Павел, видевший Царство Небесное и не сумевший его описать доступным нам словарём, так всякий, знавший отца Илия, не сумеет найти точных слов для переживания общения с ним. Потому что это ровно то же: это уже Царство Небесное, которое он тихо в себе носил.

И в которое тихо и очень мирно отошёл. В ушах стоит до сих пор это слово из ночного звонка, прервавшего дорожную дрёму: «отошёл».

Только православие может сказать о смерти таким полным лёгкого дыхания, любви, победы и тишины словом — отошёл.

Словно, ненадолго.

Борис Корчевников

 

+++ Господь призвал к себе нашего дорогого батюшку.

Отец Илий много воспитал духовных чад и оставил всех нас в земном мире, видимо, в тот момент, когда увидел, что может возложить на нас продолжение его проповеди.

Наш хор он благословил трудиться как на фронте, так и в тылу, твердо проповедуя через тот талант, что дал нам Бог — любовь. Любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к людям.

Теперь отец Илий в селениях райских, молится за нас и верит, что мы не подведем его в наших трудах на земле.

А мы, по-христиански, радуемся за батюшку, что он теперь рядом со Христом, к которому шел всю свою жизнь, ведя и нас грешных, и возглашаем как на Радоницу — Христос Воскресе!

Мужской хор «Русской Формат» 

 

+++Христос принял нашего любимого Батюшку.

Отец Илий всю жизнь отдал Ему. И тысячи-тысячи людей, которые приезжали к старцу, глядя в глаза Батюшки, видели отражение Христа.

Как-то мы записывали с отцом Илием очередное интервью. Батюшка сказал: «Отец Роман, я уже стою на пороге вечности». И пространство вокруг изменилось. После этих слов будто бы открылась какая-то иная реальность, — которую из-за суеты, из-за своей черствости, — ты не замечаешь. Комната наполнилась весной. Вот так святые могут рассказывать про Царство Небесное.

Есть десятки историй чудес старца, которые я видел лично. Но самое главное это как менялись люди. Куда бы ты ни пришел, везде батюшка бывал. И все говорили про него. А батюшка Илий весь про Христа.

И в удивительные дни он отправился ко Христу. Державная икона Божьей Матери — Богородица на царском троне. Батюшка всегда говорил о возрождении России. И день главного святого всех молитвенников и преподобных — Григория Паламы.

Старец Илий обожился — никаких сомнений нет. Наш батюшка сейчас со Христом. Смотрит на нас, улыбается и молится за нас.

Роман Голованов

 

Со святыми упокой, Господи, в Вечной Славе Твоей душу раба Твоего новопреставленного приснопоминаемого схиархимандрита Илия. Прости ему все согрешения вольные и невольные, и даруй Царствие Небесное…

+++Помолись, батюшка, и о нас грешных там, у Престола Божия!

Просмотров (40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *