В марте 2007 года в Россию была возвращена древняя Владимирская икона Божией Матери, выкупленная из зарубежной частной коллекции.
Перед официальной передачей древнего образа в храм Христа Спасителя, по благословению Патриарха Алексия II, известными исследователями древнерусского искусства 23 и 27 марта в корпусе наместника Сретенского монастыря была проведена историко-художественная экспертиза возвращенной святыни. Людмила Александровна Щенникова, кандидат искусствоведения и ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», участница этой экспертизы, в 2009 году на сайте Православие.ru опубликовала статью «Вновь обретенная икона-список «Богоматерь Владимирская» начала XVI века» (в двух частях). Эта статья завершалась словами: «Происхождение иконы неизвестно. Анализ исторических источников позволяет с большой долей вероятности отождествить ее с древним храмовым образом Московского Сретенского монастыря, согласно описи 1763 года, стоявшим в соборной церкви Владимирской Богоматери слева от царских врат».

О какой же иконе из Сретенского монастыря может идти речь?
За ответом обратимся к документам из монастырского архива, а именно к сохранившимся описям имущества монастыря за 1763, 1816, 1836‒1853, 1855, 1856‒1890 годы.
В описи 1763 года, находящейся в РГАДА, были указаны две иконы, находившиеся в местном чине иконостаса Сретенского собора. «По правую сторону царских врат, рядом с образом Всемилостивого Спаса Нерукотворного, украшенного чеканным серебряным венцом и чеканным окладом на полях, помещался образ Богородицы Владимирской в таком же убранстве. Напротив, по левую сторону царских врат, стоял второй Богородичный образ в богатом окладе: «Владимирския Пречистыя Богородицы, венец серебреной с резбою позолочен, и каменьями разными, и жемчугом; гривенка низана, риза поля серебреные вызолочены, убрус низан жемчугом с камешки. В венце и в короне одиннатцать камнев разноцветных оправлены серебром. В сиянии тринатцать камней разноцветных же. На убрусе в звезде болшей пять яхонтов да четыре алмаза мелких. При оной звезде две запанки с разноцветными камешками. Оной убрус низан крупным и мелким жемчюгом. Ожерелье по желтой земле низано жемчюгом и разные камешки. На гривенке три запанки кругом низаные жемчюгом. На оном образе привесу три золотых, шесть рублевников, пять крестиков сребреных малых с финифтью и камешки, один полуполтинник, три гривенника». Этот более древний и богато украшенный образ был главным в соборе»…
Из всех этих письменных свидетельств, поначалу очень кратких, позже – более подробных, можно сделать следующие выводы:
1. В Сретенском монастыре были две особо чтимых иконы: известно, что некоторое время обе находились в соборе, а потом одна из них была перенесена в церковь святителя Николая Чудотворца. Об их почитаемости свидетельствует как местонахождение в местных чинах иконостасов каждого из храмов, так и богатство их убора.
2. Иконы отличались письмом: в соборе находилась икона «греческого письма», что в данном случае является синонимом глубокой древности образа, а в церкви святителя Николая – икона более новая, «иконописнаго письма».
3. Оклады же у икон, наоборот, не соответствовали их историческому возрасту: оклад древней иконы был достаточно новым, если на нем имелось пробирное клеймо, поскольку 84 проба для издельного серебра установилась на рубеже XVIII и XIX веков. Этот оклад можно было снять и взвесить. Листы же басменного оклада, укрепленные на иконе гвоздями, невозможно было взвесить, «по неудобству снять» их. Указан и размер младшей иконы: ширина 1 аршин 7½ вершков и ширина 1 аршин 1½ вершка, что соответствует примерно 104 см. х 78 см. К сожалению, обмеры древней иконы не производились.
Иконы отличались письмом: в собор е находилась икона «греческого письма», а в церкви святителя Николая – икона более новая, «иконописнаго письма»
О каких же двух иконах сообщают описи?
«Младшая» икона – это известная икона письма Симона Ушакова, писанная им в 1662 году специально для Сретенского монастыря[13]. Надпись на нижнем поле сообщает: «Лета (7170=1662) году писал сий образ зограф Пимин зовомый Симон Феодоров С(ы)н Ушаков в м(о)н(а)стырь Стретения чудотворныя Ея иконы Владимерския Пр(е)с(вя)тыя Б(огороди)цы по обещанию игум(е)на Деонисия того же м(о)н(а)стыря». Дионисий был игуменом Сретенского монастыря в 1653–1657 и 1674–1682 годах.
В второй половине XIX века, наряду с пробуждением научного интереса к древнерусскому искусству и началом становления русской археологии как академической дисциплины, оживился и интерес нечистых на руку дельцов, которые изготавливали на продажу качественные подделки икон или, пользуясь пособничеством некоторых причетников, подменяли древние храмовые святыни. Пример того, как совершались подобные или подмены, или «выгодные обмены» приводит И.Э. Грабарь в книге воспоминаний «Моя жизнь»[25]. Тем более, что новая икона по стоимости превосходила прежнюю в три раза: 250 руб. 80 коп. против 86 руб. 40 коп.
Неизвестны конкретные обстоятельства пропажи «младшей» иконы письма Симона Ушакова, но в 1880-е годы икона находилась в собрании Н. М. Постникова, поддерживавшего постоянные связи с иконописцами и реставраторами. В «Каталоге христианских ценностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым» (издан в 1888 году), она значится под № 3121 с воспроизведением надписи и указанием размера – 22¾ х 15½ (в вершках). Огромное постниковское собрание не сохранилось как единое целое. Неудачи в торговле вынудили его заложить коллекцию, он не успел выкупить ее до своей смерти. Его собрание было продано по частям, и большую часть икон выкупил петербургский коллекционер, академик Н. П. Лихачев. В 1913 году собрание Лихачева приобрел император Николай II, и оно поступило в Русский музей, где и хранится до сих пор.

Судьба же древней монастырской иконы неизвестна, но ее изображение сохранилось.
Оно воспроизводится в небольшой брошюре в 32 страницы, изданной Сретенским монастырем в 1911 году. Брошюра была составлена ризничим этого монастыря иеромонахом Иосифом. Изображение иконы сопровождается кратким сообщением о том, что «великий князь [Василий Дмитриевич], возвратясь [от Коломны] в Москву, на том месте, где встретили чудотворную икону, заложил деревянный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Когда церковь была готова, в ней была поставлена копия с чудотворной иконы, а подлинник ее навсегда остался в Московском Большом Успенском соборе. В 1397 году здесь учреждена была мужская обитель и установлен на все времена крестный ход в эту обитель из Кремля 26 августа».
Отец Иосиф не был ни профессиональным историком, ни знатоком искусства, но благодаря его труду мы может видеть, какой была в действительности древняя Владимирская икона Сретенского монастыря. И хотя на изображении икона скрыта от нас под богатым окладом, а в описях нет ее обмеров, внешний вид иконы позволяет заметить существенное отличие монастырской иконы от той, которая ныне находится в кафедральном храме Христа Спасителя (илл. 2) – низкое, почти вровень с правой рукой, положение левой руки Богородицы и покатость Ее левого плеча на окладе. По иконографии образ из Сретенского монастыря близок двум ранним спискам Владимирской иконы, один из которых ныне находится во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике (кон. XIV – нач. XV вв.) (илл. 3), а другой – в Успенском соборе Московского Кремля (1-я четв. XV в.) (илл. 4), в то время как икона из храма Христа Спасителя является изводом иконы XII века.
Подробнее — Иеромонах Никон (Париманчук)
См.также:
- Владимирская икона Божией Матери
- ЗАСТУПНИЧЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
- Владимирская икона Божией Матери: почему она раскрывается далеко не каждому человеку?
- Как начать разбираться в иконах Богородицы? Простая инструкция
Просмотров (14)