Братья и сестры, будучи христианами, мы поклоняемся Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24). Но это не значит, что это наше поклонение рационально, нетелесно и не имеет внешних знаков. «В духе» здесь означает не дух самого человека, а Святой Дух. Христиане поклоняются Богу всем своим существом, духом, душой и телом: «Сам же Бог мира да ;освятит вас всесовершенных (во всем), и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1 Фес. 5: 23). Когда вера всецело охватывает человека, она движет всем его существом. Это проявляется даже в его внешних движениях и состояниях. Не может быть истинного поклонения Богу без участия тела.

Богом данное нам тело является инструментом нашей духовной жизни. В христианстве тело понимается отнюдь не тюрьмой для души, в которой она движется и от которой желает освободиться. Поэтому тело не является для души неким бременем. Во всех аспектах жизни движения и позы тела занимают самую важную и очевидную роль. Склонить голову, поднять руку или встать… – все это имеет свои духовные коннотации. ;И эти коннотации являются не только выражениями внешней жизни человека, но и естественной формой его духовной и психологической жизни в ее проявлениях через тело.
Человек есть единое неделимое существо. И он поклоняется Богу «в духе и истине» через свое тело и душу, то есть всем своим существом. Живое, экзистенциальное поклонение Богу включает в себя также и тело.
«Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему», – такая фраза часто повторяется в наших молитвах и богослужениях. При этих словах мы должны совершать поклон. Таким образом и наше тело участвует в богослужении, и это одна из форм поклонения Богу «в духе и истине».
Мы совершаем поклон в благоговении перед Богом или при сугубом почитании святых. Это человеческий обычай, которому следуют даже за пределами христианства и религий в целом. Человек простирается ниц перед теми, кто сильнее его, в просьбе о пощаде и помиловании или в знак особой благодарности или благоговения. Рабы простираются ниц перед своими царями. Поклон – это выражение глубокого смирения и уважения, и Библия полна подобных примеров как в Ветхом, так и в Новом Завете. Сыновья Иакова простирались ниц перед своим братом Иосифом Прекрасным. Иаков простирался ниц семь раз до земли перед своим братом Исавом. Вот почему святой апостол Павел говорит о поклонении Господу: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 10–11)
Поклон – это выражение глубокого смирения и уважения
Ученики поклонились перед Христом, когда Он явился им после Своего Воскресения из мертвых: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 9). Волхвы тоже почтили Его, когда Он был Богомладенцем: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2: 2); «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2: 11). Книга Откровения рассказывает нам о поклонении Всемогущему Богу, Который был, есть и грядет: «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (Откр. 11: 16). Об этом пишет и святой апостол Иоанн: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19: 10).
«Всякий раз, когда мы падаем ниц до земли, мы показываем, как грех низвел нас на землю, а когда мы встаем, мы признаем милость Божию, которая подняла нас и соделала для нас обитель на небесах», – говорит святитель Василий Великий. Некто из святых отцов сказал: «Падай ниц в молитве и с сокрушением сердечным проси Бога даровать тебе терпение и власть над помыслами. Если во время молитвы помыслы затмевают наш ум, да падем мы на землю и в земном поклоне будем взывать, чтобы Бог дал нам силы для совершения молитвы. Добродетели, приобретаемые покоем (без участия тела), в конечном счете становятся уделом лукавого». «Богу приятнее запах пота трудов на молитве, нежели запах ладана», – говорит преподобный Исаак Сирин.
![]() |
Перед каждым моментом на богослужении, требующим особого внимания, мы слышим: «Главы ваша Господеви приклоните». Большинство молитв и прошений священник и народ произносят, преклонив свои выи. Многие общие молитвы в Церкви совершаются коленопреклоненно. У нас есть особое богослужение в день Святой Пятидесятницы, когда мы читаем и слушаем молитвы на коленях. Коленопреклоненно человек молится с большим пылом. Мы видим это на примере апостола Петра: «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань» (Деян. 9: 40). И читаем у апостола Павла при его прощании с ефесянами: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 3: 14). Когда человек воздевает руки к Богу в своих пламенных мольбах, как говорится в псалме: «Воздех к Тебе руце мои» (Пс. 142: 6), это часто сопровождается поясными и земными поклонами.
Все эти физические действия и положения тела являются вспомогательным звеном в молитве. Через них весь человек полноценно участвует в богослужении. Эти действия помогают человеку смиряться, лучше собирать свой ум и постигать смыслы богослужения. Таким образом, богослужение для верующего становится осмысленным и переходит из раздела привычного к более осознанному. Святитель Григорий Богослов говорил о своей святой сестре Горгонии: «Ее колени стали жесткими от столь частых коленопреклонений». В книге «Сад монахов» рассказывается об одном монахе: твердый пол перед иконами в его келии был испещрен выемками от множества поклонов, которые он совершал.
Вот почему для некоторых из нас иногда странно видеть верующих в церкви, сидящих во время богослужений, особенно в их важные моменты. Еще более странным в храме является вид джентльмена, скрестившего ноги, или дамы, которая летом обмахивается веером. Эти сцены означают, что подобные джентльмены и дамы, скорее, не являются истинными поклонниками Бога, но больше зрителями некой ритуальной игры, следящими за ней, как они следят за экраном телевизора. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4: 23).
Когда нужно стоять на богослужении и при домашнем чтении молитв, а когда сидеть? На этот счет нет общего правила. Но все же мы чаще всего стоим, склоняясь перед Богом в благоговении и почтении. Мы сидим только тогда, когда устаем при длинных молитвах, но обязательно встаем, когда в храме читают Священное Писание или когда священник возносит особые горячие моления.
Основной критерий в богослужении таков: оно должно захватывать человека полностью. Человек должен молиться всем своим сердцем, душой и умом, с привлечением своих максимальных физических возможностей. Распространенность привычки все время сидеть в храме приносит в нашу молитву доминирующий умственный аспект. Тогда посещение храма становится сродни посещению театра. Да не будет сего.
Наше тело, как и душа, жаждет Бога. На языке пророка и царя Давида это звучит так: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя» (Пс. 62: 2). Как объясняет это блаженный Феодорит Кирский, под «»коль множицею» надобно видеть речение, означающее усиление любви. Душевной любви, говорит пророк, соответствует и плоть; не противится она тому, что совещала душа. Хочет же выразить сим следующее: душа моя и тело мое желают и вожделевают Тебя, как жаждущий желает сладкой и чистой воды». И мы действительно ощущаем особую сладость и теплоту от возгласа священника или диакона в церкви: «Главы наша Господеви преклоним», или когда чтец начинает со слов: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
Таким образом, малые поясные и земные поклоны помогают нам молиться и выражать свое благоговение и поклонение Богу «в духе и истине», глубоко и от всего нашего существа. Аминь.
Просмотров (14)