В том евангельском чтении, которое мы с вами сегодня слышали за Божественной литургией, Церковь дает нам назидательнейшее указание на то, как должен христианин вести себя в отношении окружающих его людей. Евангелие приводит прямое указание Спасителя: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так сами поступайте с ними» (Лк 6:31). Простое правило. Но, если бы это простое правило сейчас человечество взяло себе в руководство, то жизнь бы изменилась, как говорят, как по мановению волшебного жезла. Совсем другая стала бы жизнь.
У нас, к сожалению, бывает так, что если человек хочет исполнять то, что здесь сказано, то начинает он, как говорится, не с того конца. Решил исполнять эту заповедь и ждет, что люди будут к нему относиться, как ему бы желалось… Нет — не ожидай сразу перемен от других, а сам переменись и начни с людьми поступать так, как тебе хотелось бы, что б с тобою обращались. А то не с того конца начинает человек, и получается, что как будто бы намерение было хорошее, да как-то не получилось ничего, именно потому, что не было положено правильного начала.
Кроме того, в этом же Евангелии Господь говорит и о том, чтобы мы любили врагов наших, и благословляли ненавидящих нас. Когда идет речь о высоте евангельского учения, то часто говорят: «Конечно, мы понимаем, как прекрасно учение Господа Иисуса Христа, но оно слишком возвышенно и его исполнить невозможно». Когда вы начинаете спрашивать: «Что же именно считаете вы невозможным в евангельском учении для исполнения?» — то люди отвечают: «Да вот, например, заповедь о любви к врагам. Ну, как ее исполнить?» Вот и получается, что на вопрос: что в нашем Евангелии невозможно, или слишком трудно исполнить — указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым Евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих!
Ни в одном учении вы не найдете заповеди о любви к врагам. Господь Иисус Христос эту заповедь дал, и Сам ее исполнил. Помните, как в одном из воскресных канонов говорится: «Ты врага мя суща зело возлюбил еси» — «Ты меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим». Почему? потому что тот, кто нарушает Божий закон, идет против Бога Законодателя, а следственно делается Его врагом. И вот, Господь, так возлюбивший врагов Своих, и нас призывает к тому, чтобы мы любили своих врагов. Именно этой заповедью, христианство так чудесно отличается от всякого другого учения, — а люди говорят, что исполнить ее невозможно…
В чем же, фактически, обвиняют Спасителя говорящие так? — В том, что Он дал заповедь, невозможную для исполнения! Получается, что Он требует того, что исполнить невозможно, а за неисполнение угрожает Страшным Судом… В каком же положении оказываемся мы? Нет, христианин не может допустить такого малодушия и маловерия. Что Господь заповедал, то все возможно исполнить, потому что человек одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа Своим помощником. Неверующему — исполнить их действительно невозможно. Но когда Господь Сам поддержит нас Своей всемогущей Десницей, тогда всякое бремя мы сможем понести, всякую заповедь Господню сможем исполнить. Об этом нужно нам, в особенности, помнить теперь, в наше страшное время.
Когда-то Господь Иисус Христос говорил, что настанет время, когда «из-за умножения беззаконий иссякнет любовь во многих», т. е. у многих охладеет любовь христианская из-за того, что слишком умножатся беззакония. Когда мы с вами сейчас выйдем из этого св. храма и снова погрузимся в окружающую жизнь — какой страшный развал видим мы там — какое уклонение и попрание христианских заповедей любви, чистоты и целомудрия! Вместо этого — что? Злоба, зависть, самолюбие, честолюбие, а, главное, разврат неслыханный — такой, которого не было прежде. На улицу выйдешь — сплошные картины бесстыдства — и в живых людях и в театрах и в рекламах, и в печати — почти везде. И кажется, нет места, куда можно было бы укрыться от этой грязи…
И вот этот-то ужас, этот-то распад мы с вами видим теперь. Эта отрава, этот духовный смрад распространяется всюду, и заползает в души человеческие; и даже, казалось бы церковные и верующие люди теперь уже не видят ничего неприличного и непристойного в том, что по существу высокой христианской морали безобразно, грязно, бесстыдно и грешно! Достаточно видеть — в каком виде ходят — и даже приходят в храм Божий — многие православные русские девушки.
О подобном падении нравов, и о таком моральном растлении мы не слышали до нашего времени. Действительно, думается иногда, что пришли последние времена, о которых говорили свв. отцы, предсказывая, что именно такая ужасающая картина будет в последние дни.
Держись церковного уклада жизни, христианин! Когда-то о. Иоанн Кронштадтский указывал на то, что человек, который верен Церкви, исполняет заповеди Господни, исполняет церковные законы, священные правила, устав церковный, — находится внутри церковной ограды, под крепкой защитой благодати церковной. Тогда он и сам устоит, устоит и его семья, если только в ней сохранится бодрый церковный, христианский, строгий русский дух. А если этого не будет, тогда — беда такому христианину и его семье. Значит они уже отравлены и побеждены духом общей распущенности.
Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видимо как все более и более учащаются самые страшные преступления — и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?!
Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем свв. отцов вселенских соборов — тех свв. угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. Аминь.
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Земная любовь соединяет, как правило, с несколькими людьми и разделяет со всеми остальными. Известные грабители американских банков Бонни и Клайд имели между собой любовь, но их любовь была проклятием миру. Часто человек любит свою родину, свой народ. Но оборотной стороной этой любви оказывается ненависть или неприязнь к другим странам, к другим народам или, по крайней мере, высокомерная снисходительность. Таковая земная любовь соединяет с небольшим кругом и вносит разделение со всеми остальными.
Известно, что многие офицеры гитлеровской Германии, которые служили в концлагерях и повинны в смертях тысячи людей, были нежными и заботливыми мужьями, любили своих детей. Однако же их любовь принесла только горе их стране, их народу. Таковая земная любовь. И Господь в этом отрывке Евангелия называет грешницами людей неверующих, фактически указывает нам, что если наша любовь не превзойдет эту естественную плотскую страстную любовь, то мы по сути остаемся людьми неверующими, ибо хотя и называем себя христианами, но поступаем и живем также, как и все остальные.
Господь заповедует нам любовь безусловную, любовь, которая простирается и охватывает всех, весь мир — и врагов, и язычников, и неверующих, не разделяя их на злых и на добрых. Такую любовь Господь заповедует нам, и такой любви от нас ожидает. Как ни странно, любви ждет от нас и языческий мир. Они также ожидают, что христиане будут любящими, но их представление о любви так и остается земным. Они ждут, что христиане будут снисходительно относиться к тем грехам, которыми живет мир. Они будут закрывать глаза на те непотребства, которые пропагандирует мир, на ту грязь и разврат, которыми он живет.
Мы не должны быть человекоугодниками и выполнять то, что от нас ждут. Но, тем не менее, заповедь о любви, которая простирается на всех, кто окружает нас, должна быть нами исполнена. Вообще замечено, что любить народ, страну гораздо легче, чем любить какого-то дядю Васю из подъезда, в котором ты живешь. Любить конкретных людей, которые составляют этот самый народ, невероятно сложно. И легко любить абстракцию, быть патриотом целой страны.
Господь говорит о том, что мы не должны чаять ничего в ответ на наше доброе дело. Если о любви мы много раз слышали и представляем, какой она должна быть, то об этом мы совершенно забываем и не видим, что наша жизнь подчиняется расчету. Наша жизнь является реализацией принципа «ты мне, я тебе». Этот принцип охватывает наше сознание, охватывает наши поступки, наши чувства. Мы стараемся каждый свой шаг совершить таким образом, чтобы получить наибольшую для себя выгоду. Об этом мы часто забываем. Являясь христианами, живем в состоянии постоянного планирования, предугадывания того, как обернется для нас тот или иной поступок. Это является очень серьезным препятствием для нашей христианской жизни. Это препятствие, которое не позволяет нам подняться к настоящей христианской любви.
Господь, давая заповедь о том, что мы должны давать взаймы, не чая ничего в ответ, на самом деле не ждет того, чтоб мы буквально ее исполнили. Но бывают обстоятельства, которые препятствуют буквальному ее исполнению. Мы не можем иногда дать крупную сумму денег тому, кто нас попросит, и совершенно забыть о ней по заповеди, ибо на наших плечах наши семьи, наши родные, наши близкие. Мы не можем просто отдать. Это не является неисполнением заповеди Божьей, если наша жизнь является простым действием открытого сердца, которое не считает, не высчитывает прибыль, не действует так, чтобы что-то получить взамен…
На западе существует целый пласт литературы, которая мотивирует человека на успех, научает, как вести себя, как улыбаться, как знакомиться, как заинтересовывать других людей собой, как им нравиться. Человек, читая такие книги, с самого детства пронизывается этой необходимостью подороже себя продать, каждый свой поступок, каждое свое действие. Это то, против чего Господь дает нам эту заповедь: давайте взиаймы, не чая, что восприяти назад. Мы должны действовать, не ожидая результата за свои действия. Мы должны просто исполнять заповедь Божию, не считать, не просчитывать результатов своих поступков.
Мы, христиане, должны жить, как Господь говорит, указывая нам на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Господь питает их. Именно эта причина, что мы постоянно планируем свою жизнь, рассчитываем следствие наших поступков, является той стеной, которая закрывает от нас Бога, которая препятствует Божьей благодати действовать в наших сердцах. Ибо мы своим планированием, своим расчетом не оставляем пространства для Божьей милости в себе. Мы не позволяем совершаться в нашей жизни событиям и вещам, которые Господь готов нам даровать. Мы затворяемся от Него вот в этой крепости собственного планирования, собственного разумения своей земной мудрости. И Господь и не знает, где и главу преклонить в нашем сердце, ибо все у нас правильно придумано, спланировано, и мы постоянно упражняемся в этом искусстве извлечения прибыли и выгоды из каждого своего поступка. И Господь именно против этого и дает нам эту заповедь, что делайте добро, исполняйте заповедь Божию и не ждите никакого результата.
Не ждите, что вас оценят, не ждите, что на вложенный рубль своих усилий вы получите два, не ожидайте славы или чести или того, что вас похвалят. Делайте с открытым сердцем каждое свое дело, живите в простоте, и Господь вас «припитает». Именно это настроение позволяет человеку любить, ибо между ним и Богом не остается вот этого эгоистического устремления себе добыть, подвинуть других локтями, преуспеть в каком-то деле и тем самым обойти своих конкурентов, своих противников. Любовь настоящая христианская соединяет с другими людьми. Этой любви Господь от нас ждет. Именно в ней, в смирении и любви мы должны упражняться и возрастать.
Вспоминается в связи с этим такая притча, которая часто вспоминается разными писателями, церковными публицистами, как однажды в монастырь приехал архиерей и попросил показать ему монахов хороших. И вот игумен-наместник привел одного монаха и говорит: вот он прекрасный пекарь, он печет изумительные хлеба. Потом привел другого, и говорит: вот это кузнец, он умеет подковать лошадь, умеет выковать все, что потребуется в хозяйстве. Привел третьего, четвертого … Архиерей посмотрел на это и сказал: я думал, что ты приведешь ко мне монахов, которые преуспели в любви, смирении, молитве, а ты показываешь мне мастеров, которых и в миру хватает. Развернулся, уехал и снял этого наместника.
Это не только о монахах, но это и о простых христианах, о том, что мы часто стараемся преуспеть в тех вещах, областях, которые не свойственны для нас. Мы не можем преуспеть и быть выше тех талантов, которые есть в миру. Мы с вами, как сказал апостол, не многие благородны, не многие знатны, не многие сильны. Если честно посмотреть на окружающий мир, то мы видим, что, как правило, наиболее талантливые люди в науке, искусстве, в управлении государством, в бизнесе оказываются, как правило, людьми неверующими, людьми не христианами. Это истина, ибо и Господь сказал однажды в притче, что люди века сего премудрее сынов света в роде своем. Он сказал это, когда говорил притчу о неправедном управителе.
И так было, так будет во все времена. Христианин не к этому призван. Он призван к тому, чтобы преуспеть в любви, в христианской добродетели смирения. Именно к этому призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии. Этого нужно желать всем сердцем и к этому стремиться. Любовь как некая гора, к которой может быть много разных путей. На нее можно взойти с севера, с востока, с юга. Но мы должны оказаться на вершине горы, а не у ее подножия. Спаси всех Господь.
— Под силу ли простому человеку высота, заданная сегодняшним Евангельским чтением? Как простить своего врага, как уподобиться Богу в Его милосердии? Это так трудно, что кажется невозможным. Но возложит ли Бог на человека невыполнимую заповедь? Давайте разберемся. Практическому способу, как полюбить своих врагов, учит священник Константин КОБЕЛЕВ, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме.
Этап первый: не заведи себе врага
Каждый знает, что большие задачи лучше решать поэтапно. Попробуем и великую задачу прощения врагов разделить на этапы: Самый правильный способ поведения с врагами – их не иметь. И потому нужно избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Даже если люди через грех совместно достигают взаимовыгодных целей – рано или поздно они начнут враждовать.
Главное зло, делающее из людей врагов – это гордыня. Ведь при ссоре что в первую очередь в нас задевается? — гордыня, мать всех пороков. Поэтому вначале важнее всего смиряться, стерпеть, уклониться от зла.
Этап второй: конфликт разгорелся
Но не хватило сил удержаться от зла, конфликт произошел. Конфликты с людьми возникали даже у Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить, сохранив свои убеждения, свою душу. Есть ситуации, когда нужно открыто постоять за правду.
Но при этом нужно бороться не с человеком, а с его грехом. Видеть, что действиями другого может управлять враг рода человеческого – и направлять свою борьбу против дьявола, против зла. Разъединить грех и своего оппонента, не переходить на личности.
Этап третий: конфликт прошел, вражда осталась
Ссора не всегда заканчивается миром. Возникает обида, в нас горит жажда мести – желание взять реванш, наказать. Здесь важно — не ратовать «за справедливость», а предать обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания – пусть его накажет Бог. А мы при этом не забудем, что слово «наказание» — от слова «наказ», то, что научает, а не является просто карой.
Этап четвертый: увидеть во враге доброе
Но время идет, а мы все не можем простить. Вражда стала хронической. Здесь лучше не вымучивать прощение, а постараться отстраниться от обидчика, перестать о нем думать.
Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу – то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом. Вот этот тормозной путь и остановка и есть путь от гнева и ненависти к прощению. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия к обидчику.
Умение прощать не дается просто так – его следует в себе развивать. Для этого попробуйте взглянуть на человека шире, чем вы привыкли. Часто, если мы причисляем кого-то к врагам, недоброжелательствуем, то видим в нем одну какую-то грань, которая нас раздражает. Но люди-то многомерны!
Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает его сущность, оно – не весь человек! И важнейшее из умений – видеть в каждом нечто доброе, образ Божий. Представьте, как прощает нас Бог, видя за множеством грехов доброе начало.
Этап пятый: молитва за врага
Безусловно, молитва должна быть с самого начала. И во время конфликта нужно не запальчиво отвечать собеседнику, а вначале хотя бы кратко помолиться, просто сказать: Пресвятая Богородица, помоги, умири! Благочестивые старцы учили, что в ссоре надо хоть десять раз мысленно прочитать «Богородицу», а потом уже говорить. Если мы сможем промолчать, посвятив это время молитве, то конфликт имеет шанс угаснуть, не разгоревшись.
Но на этом этапе молитва становится целью. Именно молитва, как личная, так и церковная, – самое главное проявление любви к врагу. Всерьез, искренне простить настолько, чтобы чувствовать, что тебе твой обидчик дорог, мало кому под силу. А вот молитва за врага, в которой мы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира и милости Божьей, нам по плечу.
Этап шестой: уклонись от зла, сотвори благо
Может, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, но друзья и так нас любят. «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?» А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с обидчиком. Возможно, наше доброе поведение послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться.
Иные материалы по теме:
Просмотров (65)