О Пресвятой Деве мы знаем в основном благодаря Священному Преданию. Главными источниками здесь служат два апокрифа — Протоевангелие Иакова и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».
Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики… Христианское безумие оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение , одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.
«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».
Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь.
Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир – с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.
Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан.
Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа – тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.
Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется – уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».
![](http://nikola-sov.cerkov.ru/files/2018/08/9Dp_He7fkO8-e1661035663742.jpg)
Успение: Путь Богородицы в вечность
После Вознесения Христа Матерь Божия жила на земле и, скорее всего, еще достаточно долго. Всё, что мы знаем об этом времени, сохранилось только в Предании Церкви.Сколько Богородица прожила до Своего успения, доподлинно не известно. Некоторые исследователи полагают, что около десяти лет, другие говорят о двадцати двух годах. Свои дни Она проводила в доме святого апостола Иоанна Богослова, который, по обетованию Самого Господа, должен был заботиться о Ней как родной сын. Однако не только для него Богородица была духовной Матерью: все апостолы (а позднее и все верующие вообще) стали почитать Ее как свою Матерь.
Вместе с Пречистой апостолы молились Богу, слушали Ее рассказы об Иисусе Христе. Известно, что когда проповедь о Спасителе распространилась на соседние с Израилем земли, послушать рассказы Божией Матери приходили верующие из других стран. Помимо молитв и бесед с апостолами и другими христианами Она также любила посещать места Иерусалима, связанные с земной жизнью Своего Сына: Голгофу, Гроб Господень, гору Елеон. В этих местах Богородица также усиленно молилась и просила Христа взять Ее поскорее к Себе.
В один из таких дней, на Елеонской горе, Богородице явился архангел Гавриил и, как некогда возвестил Ей о рождении Спасителя, теперь принес весть о Ее скором успении. Вестник Божий явился Богородице с финиковой ветвью в руках (символ райского сада) и сказал, что через три дня Она покинет этот мир.
Услышав такое, Пречистая обрадовалась, рассказала все Иоанну Богослову и стала готовиться к кончине. Она также пожелала увидеться со всеми апостолами, однако их в тот момент не было в Иерусалиме, так как они проповедовали в разных землях. Произошло чудо – Господь Своей силой перенес всех учеников, кроме апостола Фомы, в Иерусалим. Далее произошло одно важное событие. Узнав, для чего они оказались все вместе в святом городе, апостолы опечалились, однако Матерь Божия утешила их. Она обещала, что после Своей земной смерти будет всегда предстоять перед Христом и молиться за всех христиан. Именно на этом свидетельстве основана вера Церкви, что Богородица постоянно молится за всех христиан перед Своим Сыном.
По Преданию Церкви, в момент кончины Божией Матери комнату, где находились все собравшиеся, осиял яркий свет. В этом небесном свете, в окружении ангелов, явился Сам Христос, Который и принял душу Своей земной Матери.
Когда апостолы несли тело Пречистой Девы ко гробу, за ними шло множество простого народа. Иудейские учителя – первосвященники и книжники – пытались разогнать толпу, однако это никак не удавалось сделать: шествующих Своей невидимой силой оберегал Сам Христос. Известен эпизод, когда один из иудейских священников по имени Афоний подбежал к одру Божией Матери и попытался его перевернуть. В этот момент невидимый ангел отрубил Афонию обе руки. Пораженный таким происшествием, священник раскаялся в своем намерении, после чего апостол Петр его исцелил.
Как заранее попросила Богородица, апостолы похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманском саду – во гробе, где были захоронены Ее родители и Иосиф Обручник. В момент похорон произошло немало чудесных событий, которые еще раз засвидетельствовали необычность происходящего. Так, предание доносит до нас историю о том, как от прикосновения к ложу Матери Божией прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы, исцелялись другие недуги.
Спустя три дня после успения Богородицы в Иерусалим пришел апостол Фома. Узнав, что он не успел ко дню погребения, апостол опечалился. Встретившись с другими апостолами, Фома попросил их показать ему гроб Пречистой. Когда все пришли ко гробу и отвалили камень, оказалось, что тела Божией Матери там нет, а лежит только Ее плащаница. Апостолы удивились, не увидев тела Богородицы, и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что произошло. Вечером же, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов. Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь. Окруженная ангельскими силами, она была вся в сиянии небесного света.
По Преданию Церкви, Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Таким образом, Она еще раз пообещала молиться за всех христиан. Апостолы обрадовались, увидев Матерь Божию, и ответили: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».
Как учит Православная Церковь, Христос воскресил Своей силой Пречистую, взял Ее к Себе в Небесное Царство и поставил выше всех ангельских чинов.
Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. И когда на этом стебле, как знак Божией любви и вечной жизни, расцветает белоснежная лилия, она как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного, и что наша душа, погрязшая в грехах, может расцвести подобно цветку лилии и озариться благодатью Божией…
- Успение
- Успение Богородицы: Смысл, история, традиции праздника
- История праздника Успения
- Успение: Путь Богородицы в вечность
- Житие и Успение Пресвятой Богородицы
- Успение: Мирная кончина, подобная сну
- Успение: сон, а не смерть
- Смерть как начало славы
- Успение Пресвятой Богородицы: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни»
- Успение Божией Матери: Настоящая цена всего
- Икона Успения Пресвятой Богородицы
- Иконография Успения Божьей Матери
- Успение Пресвятой Богородицы: картины
- Караваджо: «Успение Марии» (Успение Божией Матери)
- 50 великих стихотворений. Александр Блок. Успение
- Патриарх Кирилл об Успении Богородицы
- Что нельзя делать в Успение Пресвятой Богородицы?
- Успение в 2018 году постный день или нет?
- Учение Церкви о смерти и воскресении
- Почему главные храмы Руси — Успенские?
- Печоры: Богом созданные и хранимые
- Кто такая Пресвятая Богородица
- О почитании Богородицы
- Успение Богородицы
Успение Божией Матери
- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Протоиерей Андрей Ткачев. Успение
Проповеди
- Святитель Григорий (Палама). Беседа на Успение Приснодевы Марии
- Святитель Николай (Велимирович). Богородица на смертном одре
- Священномученик Серафим (Чичагов). «Се Мати твоя»
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Успение Пресвятой Богородицы
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово на Успение Пресвятой Богородицы
- Иеромонах Иов (Гумеров). Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы
- Иеромонах Иов (Гумеров). Слово на Успение Пресвятой Богородицы
- Иеромонах Никон (Париманчук). «В молитвах Неусыпающая». Слово на Успение Божией Матери
Гимнография Успения
- Диакон Владимир Василик. «Источник жизни во гробе полагается». (Гимнографическая программа Успения в контексте других праздников)
- Михаил Бернацкий. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
- Георгий Битбунов. Успение Пресвятой Богородицы
- Олег Стародубцев. Особенности песнопений службы Успения Пресвятой Богородицы
Иконография
- Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов
- Светлана Липатова. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси
Успенские монастыри и храмы
- Елена Лебедева. Успенский собор Московского Кремля
- Елена Лебедева. Успенские храмы старой Москвы
- Елена Лебедева. Церковь Успения Божией Матери на Покровке
- Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Святой источник
- Наталья Серегина. Успенский Колоцкий монастырь. Часть 1
- Наталья Серегина. Успенский Колоцкий монастырь. Часть 2
- Аркадий Тарасов. К истории Успенской церкви села Белые Колодези
Фотогалереи
- Владимир Ходаков. Как на острове Парос отмечают Успение. ФОТОРЕПОРТАЖ
- Фотогалерея. Праздник Успения в румынском монастыре Путна
- Фотогалерея. Образ Сербии. Праздник Успения в монастыре Пива
Записи богослужений
- Божественная литургия в Сретенском монастыре в праздник Успения Божией Матери
- Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне праздника Успения Божией Матери
Просмотров (301)