Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Цвета церковных облачений. Больше, чем просто цвет.

Какое значение, кроме эмоционального, имеет цвет в церковной жизни? Церковь обращается к нам многими языками, так что она говорит нам языком цвета?

 

Что такое цвет? Несмотря на кажущуюся легкость вопроса, ответить на него не так просто. Цвет постоянно присутствует вокруг нас. Все предметы и явления непременно обладают каким-нибудь цветом. Языком цвета мы учимся говорить в глубоком детстве, еще толком не освоив собственную речь, трепетно соблюдаем связанные с ним условности, приветствуем смену красок в природе, но едва ли задумываемся, а что это, собственно, такое.

Пожалуй, сложно даже сказать, что цвет – это форма явлений, или наслоение чужой формы, сосуд с пустотой – или огонь, в нем мерцающий. У каждого из цветов (в известных пределах) есть название, его форма в языке, однако цвет не существует сам по себе, а всегда обозначает нечто, будучи даже в обиходе связан то с определенными эмоциям, то с определенными предметами, то с событиями (тут у каждого свой субъективный выбор). Цветовой сигнал лаконичнее слов, но несет в себе бездну информации, далеко не всегда осознаваемую воспринимающими. И любой цвет указывает на остатки долгой истории отношения к самому себе.

6789.jpg

Цветовой язык начал зарождаться уже на заре христианства, когда римские воины облачили Христа в багряную ризу, высмеивающую царское достоинство, а затем разделили одежды Спасителя по жребию. С этих пор царская риза приобрела новый смысл, а красный цвет одеяния стал знаком мучеников, уподобляющихся Христу в своих страданиях.

Первое упоминание о цвете облачения клирика относится к III веку. Уже в IV столетии Амвросий Медиоланский указывает, что красный цвет отличает мучеников, а белый – дев. При описании литургии в сборнике под названием «Апостольские постановления», относящемся к концу IV века, упоминается белый цвет облачения епископа.

Белый – этот цвет-загадка, цвет и одновременно его отсутствие, стал одним из самых сакральных цветов в палитре человечества. У многих южных народов, от Средиземноморья до Индии, он превратился в символ траура. Но первоначально белый – это цвет чистоты, девства и горнего мира.

Цветовая система, описанная псевдо-Дионисием Ареопагитом, – один из самых знаменитых «цветовых уставов», узаконивший красный как цвет крестных страданий и искупительной смерти Христа. Дионисий базировался на формальном сходстве, но красный для него – нечто гораздо большее, чем просто кровь и просто смерть. Он указывает на сущность ключевых событий в Священной истории, открывая их смысл.

Вслед за красным новое место занял синий цвет, ставший своеобразным знамением слома архаичной культуры цвета. Исследователи истории цветовых символов сходятся во мнении, что древние цветовые системы основываются на сопряжении трех главных цветов — красного, черного и белого. Они берутся на вооружение и христианской традицией, и она, наделяя их новым содержанием, не отменяет самой системы. Все меняется с приходом синего – точнее, с гигантским ростом его значения. Считается, что еще в античную эпоху этот цвет имел некоторый «божественный» смысл, будучи связан с цветом неба, а, следовательно, и с небесами. В христианской картине мира синий стал символом Девы Марии. Впрочем, не обошлось и без материальных причин: синие пигменты для окрашивания тканей и лазурь иконописцев были очень дороги. А только дорогой материал достоит для изображения Богородицы.

icon_shigri_smolenskaya2.jpg

Известный культуролог и исследователь средних веков Умберто Эко делает вывод, что Средневековье отличается любовью к локальным и ярким цветам, которые воспринимаются как предмет непосредственного созерцания. В отличие от архитектуры, которая видится как стройная система, отношение к цвету остается скорее мистическим. Оно понимается как что-то существующее, но не поддающееся осознанию. На Западе богослужебные цвета начали складываться в стройную систему не ранее IX века. Первым трактатом, в котором детально рассмотрены различные цвета облачений в связи с праздниками церковного года является произведение папы Иннокентия III «О святом таинстве алтаря». Именно в нем красный цвет был закреплен за днями Страстей Христовых и памятей мучеников, белый – как цвет больших праздников, черный цвет – как цвет дней поста и заупокойных месс, а фиолетовый был соотнесен с покаянием. В последующее время эта система развивалась, но окончательно сложилась только к XX веку. Причем голубой цвет был закреплен за Богородичными праздниками только в епархиях Латинской Америки.

В православной традиции основные тенденции оказались сходными, хотя наблюдается некоторое различие. Так, черный цвет в рамках Великопостных и заупокойных служб вошел в богослужебный обиход достаточно поздно, только в XVIII столетии. Причем, и сейчас эта традиция не везде возобладала.

456754.jpg

Совсем разными оказались пути зеленого цвета. В Католической Церкви изначально именно зеленый был стандартным цветом для обычных дней года, а в традиции русского Православия этот цвет связан с праздниками Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим, а также с памятью преподобных. Зеленый трактуется как цвет животворения и вечной жизни, в этот цвет окрашена мантия патриарха. Но можно здесь также усмотреть сюжетный и сельскохозяйственный фактор: всем известен обычай украшать храмы зеленью и березовыми ветвями на Троицу, да и растительный «компонент» Входа Господня в Иерусалим, варьирующийся в зависимости от климата от вербы до пальмы, тоже нельзя упускать из виду.

Цветовой символизм облачений становится особенно явным на богослужении Великой субботы, когда духовенство буквально на глазах верующих переодевается из черных облачений в белые. Пост уже закончен, и скорбь отложена, но время для торжествующего красного, возвещающего о Христовом Воскресении, еще не пришло. Белые облачения символизируют чудесный свет, воссиявший из гробницы Христа в момент Воскресения.

Источник 

 

Бе­лый цвет
церковное облачение - цвет белый Сим­вол Бо­же­ствен­но­го нетвар­но­го све­та. Объ­еди­ня­ет в се­бе все цве­та ра­ду­ги В бе­лых об­ла­че­ни­ях слу­жат в Гос­под­ские празд­ни­ки: Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бо­го­яв­ле­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния; в них слу­жат в Ла­за­ре­ву и Ве­ли­кую Суб­бо­ты, дни па­мя­ти бес­плот­ных Ан­гель­ских сил, в них на­чи­на­ет­ся Пас­халь­ная утре­ня. Бе­лые ри­зы ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии та­ин­ства кре­ще­ния, вен­ча­ния и на за­упо­кой­ных бо­го­слу­же­ни­ях, а так­же при об­ла­че­нии но­во­по­став­лен­но­го в свя­щен­ный сан.
Крас­ный цвет
церковное облачение - цвет красный Это – сим­вол неиз­ре­чен­ной, пла­мен­ной люб­ви Бо­жи­ей к ро­ду че­ло­ве­че­ско­му. Но это так­же цвет кро­ви, и по­это­му в крас­ных или баг­ря­ных об­ла­че­ни­ях про­хо­дят служ­бы в честь му­че­ни­ков Ос­нов­ной Пас­халь­ный цвет – крас­ный с зо­ло­том. Вслед за бе­лым, про­дол­жа­ет Бо­го­слу­же­ние Пас­хи и оста­ет­ся неиз­мен­ным до празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Крас­ный цвет об­ла­че­ний при­нят так­же в дни па­мя­ти му­че­ни­ков.
Зо­ло­той цвет или жел­тый всех от­тен­ков
церковное облачение - цвет желтый Яв­ля­ют­ся цве­та­ми сла­вы, ве­ли­чия и до­сто­ин­ства Они усво­е­ны вос­крес­ным дням как дням Гос­по­да Ца­ря Сла­вы; кро­ме то­го, в зо­ло­тых одеж­дах Цер­ковь от­ме­ча­ет дни Его осо­бых по­ма­зан­ни­ков – про­ро­ков, апо­сто­лов и свя­ти­те­лей; так­же в боль­шин­ство дней го­да, ес­ли не со­вер­ша­ет­ся чья-ли­бо па­мять.
Зе­ле­ный цвет
церковное облачение - цвет зеленый Цвет веч­ной жиз­ни Сли­я­ние жел­то­го и го­лу­бо­го. Он при­нят в дни па­мя­ти пре­по­доб­ных и сви­де­тель­ству­ет о том, что их мо­на­ше­ский по­двиг ожи­во­тво­ря­ет че­ло­ве­ка со­еди­не­ни­ем со Хри­стом (жел­тый цвет) и воз­во­дит его на небо (го­лу­бой). В зе­ле­ных цве­тах всех от­тен­ков слу­жат в день Свя­той Тро­и­цы, Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­нье), По­не­дель­ник Свя­то­го Ду­ха, а так­же в дни юро­ди­вых.
Го­лу­бой или си­ний цвет
Цвета облачений и пояснения к ним Это – цвет неба, и он со­от­вет­ству­ет уче­нию о Бо­жи­ей Ма­те­ри, вме­стив­шей Небо­жи­те­ля в Сво­ей Пре­чи­стой утро­бе Цвет на празд­ни­ки Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а так­же на Сре­те­ние.
Фио­ле­то­вый цвет
Цвета облачений и пояснения к ним В нем со­еди­не­ны крас­ный – цвет кро­ви Хри­сто­вой и Вос­кре­се­ния, и си­ний, ука­зу­ю­щий, что Крест от­крыл нам до­ро­гу в небо. Зна­ме­ну­ет си­лу ду­ха и крест­ный по­двиг Спа­си­те­ля При­нят в дни па­мя­ти Кре­ста Гос­под­ня – Про­ис­хож­де­ние (из­не­се­ние) чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, Воз­дви­же­ние, в Кре­сто­по­клон­ную сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста (Сре­до­крест­ную). В суб­бо­ты и вос­кре­се­нья Ве­ли­ко­го по­ста, Ве­ли­кий Чет­верг. На Пер­вое и Вто­рое Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи и в день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских.
Чер­ный или тем­но-ко­рич­не­вый цвет
церковное облачение - цвет черный Наи­бо­лее бли­зок по ду­ху дням Ве­ли­ко­го По­ста. Это – сим­вол от­ре­че­ния от мир­ской су­е­ты, цвет пла­ча и по­ка­я­ния Ис­поль­зу­ет­ся в обыч­ные дни Ве­ли­ко­го по­ста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

Источник

 

Читайте также о символике цвета в христианстве

 

 

 

Просмотров (252)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *