Люди, считающие себя христианами, но в храм приходящие редко, часто расценивают посты лишь как периоды «особой диеты». Между тем, смысл его гораздо глубже. Главная цель любого поста — это покаяние, которое очищает нас от грехов и приближает ко Всевышнему. Но покаяние невозможно без внимания к своей душе, без размышлений о духовной жизни и сравнения своей внутренней жизни со словами Спасителя и святых.
Поэтому в пост все православные христиане стараются чаще посещать богослужения, чаще исповедоваться и причащаться Святых Таин Христовых. Они стремятся более чем обычно читать Евангелие, другие библейские книги и труды святых, размышлять о своей жизни, дольше молитвенно общаться с Богом. В этот период принято особо заниматься благотворительностью, навещать больных.
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений», — писал святитель Иоанн Златоуст. В пост мы не только ослабляем плоть ограничениями в пище, но уклоняемся от зрелищ и увеселений, избегаем грехов. Благодаря этому наш дух становится сильнее, а наше внимание и время, наконец, высвобождается для Небесного Отца.
История Рождественского поста
Явление Христа народу — картина Иванова
Святитель Симеон Солунский находил прообраз Рождественскому посту ещё в Ветхом Завете: «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Другое основание Рождественского поста усматривают в сорокадневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне перед принятием им крещения от Иоанна Предтечи и выходом на общественное служение. В древности Крещение Господне и Рождество Христово отмечались, как один праздник и лишь позднее были разделены небольшим временным периодом, который в народе называют «святками».
Рождественский пост был установлен в первые века христианства. Изначально он был семидневным, каковым он сохранился в древних восточных церквях. В Православных Церквях с 1166 года он стал сорокадневным. Пост начинается после дня памяти апостола Филиппа и заканчивается в сочельник перед Рождеством Христовым, поэтому называется «Филипповым» или «Рождественским».
Традиции Филиппова поста
В сочельник перед Рождеством Христовым принято отказываться от пищи до появления первой звезды, а праздничную трапезу начинать с колива (сочива). Это блюдо из варёной или распаренной пшеницы, изюма, мёда и орехов. Традиция восходит к IV веку, когда император Юлиан Отступник распорядился тайно окропить пищу на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Но великомученик Феодор Тирон в видении предупредил христиан об этом и указал приготовить себе пищу из домашних запасов пшеницы и мёда.
На дни Рождественского поста всегда приходится Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных христианских праздников. В этот день святые Иоаким и Анна по обету привели свою трёхлетнюю дочь Марию в Иерусалим, чтобы отдать её на воспитание в особую школу при Иерусалимском храме. По вдохновению Духа Святого первосвященник ввёл девочку во Святая Святых, тем самым указав на её великий жребий стать матерью Богочеловека.
Два последних воскресенья Филиппова поста называются «Неделей святых праотец» и «Неделей святых отец». Первая посвящена памяти Адама, Ноя, Авраама и других прародителей Спасителя, а вторая – ветхозаветным праведникам, ожидавшим пришествия Мессии. Кроме того, на Филиппов пост выпадает церковная память сразу нескольких пророков Ветхого Завета: Аггея, Даниила, Авдия, Аввакума, Наума и Софонии.
Как провести пост с пользой для души?
Уклонившись от зла, следует также, по слову пророка и царя Давида, «сотворить благо». То есть заместить привычное для нас времяпрепровождение благочестивыми и добродетельными занятиями. Молитвой, чтением Священного Писания и трудов святых, благотворительностью, заботой о больных. Истинная цель поста достигается тогда, когда мы начинаем постоянно помнить и думать о Боге и искать молитвенного общения с Ним.
Наконец, искренне стремясь соблюсти глубинный смысл поста, нужно помнить о том, что не стоит гордиться своими духовными достижениями и стремиться принудить к аналогичным подвигам своих ближних. Каждый постится в меру своих сил и каждого за его усилия Господь вознаграждает по-особенному. В дни поста каждому из нас нужно обратить взор именно внутрь себя и от всей души обратиться к Богу! Закажите записки на предстоящий пост, чтобы это поприще привело Вас к достойной встрече Рождества Христова!
Рождественский пост – установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.
Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.
Можно привести исторические и литургические ссылки, что наш зимний пост – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».
К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – Праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, это событие – государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.
Для верующих людей Рождество Христово имеет прежде всего – и это главное! – сакральный смысл.
Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.
Тут взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.
Посту телесному без поста духовного грош цена
Встречать же Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной (ср.: Пс. 50: 9) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.
Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.
Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.
В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.
Спросил я у нее:
– Что случилось?
– Да вот три ведра песка у меня занял и не отдает.
– Так вы простите его – пост на дворе. Прощать надобно.
Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело.
– Простили соседа-то?
– Простила, батюшка.
– Так почему же не разговариваете?
– Так он песок мне не отдал.
Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.
Забыть все то, за что обижались, а не просто галочку поставить в душе: мол, простил
Старец Оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.
Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.
Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.
Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них прежде всего положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.
Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.
Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.
Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.
Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.
Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить в конце концов телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами… Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.
Ясность мысли и трезвость ума для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.
Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники и надоедаем интернетовскому поисковику – и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит. С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем, почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов.
Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха. Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это пост.
Если ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, – лекарство рядом: пост
Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов,
Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.
Доброго вам Рождественского поста!
Подробнее о Рождественском посте читайте — здесь
Рецепты кухни Рождественского поста
Просмотров (51)