Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

☦️ Дорога к храму. О посте, молитве и первой исповеди. Как провести свой первый пост с пользой для души?

Пост – это время особого попечения о духовной жизни человека. Поэтому в преддверии начала Великого поста нам с Вами самое время вспомнить об истинном назначении поста и обсудить первые шаги в храме. Как правильно вести себя в храме? Как научиться понимать богослужение и удержать свои мысли на молитве? Как правильно поститься? 

 

Богослужения начала поста, которые нужно посетить

Великий пост настолько наполнен покаянными смыслами, что его семи седмиц (недель) христианину фактически не хватает, поэтому подготовка к посту начинается ещё за четыре седмицы до его официального начала. И первое богослужение, которое христианину не стоит пропускать, это «чин прощения», который проходит перед началом самого поста – в Сыропустную неделю (слово неделя переводится на русский как воскресенье). В народе этот день именуют «прощёным воскресеньем», так как мы оставляем друг другу все обиды, чтобы вступить в Великий пост с чистыми сердцами.

О назначении Великого поста хорошо сказал ещё в IV столетии святитель Иоанн Златоуст:

«Что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: постился всю четыредесятницу, – ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку клясться и оставил эту дурную привычку».

С прощения взаимных обид начинается долгий путь покаяния. И первые четыре вехи на этом пути подсвечены чтением Великого покаянного канона.

Этот канон, написанный преподобным Андреем Критским, не зря именуется «великим». На сегодняшний день это самый известный из канонов. Он читается в течение четырёх дней – с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста и наполнен удивительной красотой покаянной поэзии. Вместе с повечерием чтение канона длится не более полутора часов, но не оставляет равнодушным никого из слушателей.

Первое воскресенье собственно Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. В этот день Церковь торжественно предаёт анафеме чародеев, идолопоклонников, еретиков и других противников истинного Бога, возглашает «многая лета» ныне живущим праведникам, а усопшим поёт «вечную память». Празднование установлено в IX веке в память окончательной победы над иконоборческой ересью.


Как совершать домашнюю молитву?

Жизнь христианина непредставима без молитвы. И если в храме во время богослужений нас научают молиться духовно опытные святые отцы древности, то в практике домашней молитвы нам необходимо наставление, чтобы не впасть в то или иное искушение. Молиться дома можно как по молитвослову, так и собственными словами. Одно из основных духовных правил при этом – не полагаться на чувства и собственное воображение, чтобы не впасть в прелесть. Не стремитесь ощутить огонь в душе, но имейте в себе внутреннее спокойствие.

«Находясь в искушении, чувствовал я радость, слезы и утешения и по младенчеству думал, что это плод духовный, а это была прелесть вражия», — писал о состоянии прелести преподобный Иоанн Лествичник. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на то, как распознать в себе это состояние: «Покаяние, сокрушение духа, плач – признаки… правильности молитвенного подвига, отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия».

Второй совет, который святитель Игнатий даёт верующим для правильной домашней молитвы – это удержание внимания на её тексте и смысле: «Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. Заключай ум в произносимых словах молитвы – и сохранишь его во внимании. Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением».

Наконец, в начале духовного пути святитель Игнатий советует христианам больше молиться словами святых и меньше – своими собственными и вот почему: «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростию мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила».

 

Первая исповедь и подготовка к ней

Думая о первой исповеди, новоначальный христианин обычно сталкивается с ложным стыдом, который необходимо победить в себе. Дьявол специально внушает нам ложный стыд перед исповедью, чтобы наши грехи остались непрощёнными, а духовные болезни – неисцелёнными. Ложен этот стыд потому, что настоящий стыд мы должны испытывать вовсе не каясь, а совершая грех. Знайте, что Господь бесконечно любит Вас и всегда готов принять наше покаяние! А священник – лишь свидетель нашей исповеди, обязанный сохранить её тайну от других людей.

Помните, что исповедь отличается от пастырской беседы. Если нам нужен совет священника в житейском вопросе, стоит попросить его поговорить с нами отдельно после богослужения и, из любви к остальным верующим, не занимать время батюшки на исповеди. Исповедь предназначена только для покаяния во грехах и не должна быть чересчур длительной. Также стоит помнить, что священнику нужно поведать только о своих собственных грехах, а не о пороках других людей.

Если Вы ранее никогда не приступали к исповеди, купите брошюру «в помощь кающимся» и постарайтесь осознать за собой все прошлые грехи и по максимуму выписать их на листочек. Выберите в храме наиболее опытного священника (можно спросить в церковной лавке). Сообщите батюшке, что ранее к Таинству исповеди Вы никогда не приступали. В этом случае священник уделит Вам больше времени и постарается поговорить с Вами даже о тех грехах, которые Вы за собой не осознаёте, чтобы Ваша душа полнее очистилась в покаянии.

В день перед исповедью лучше продолжительно помолиться Богу, почитать покаянные молитвы святых из «Последования ко Святому Причащению» и покаянные каноны, примириться со всеми близкими и знакомыми, с которыми Вы находитесь в ссоре, постараться избегать зрелищ и увеселений, чтобы сосредоточиться на своей внутренней жизни. Пусть Ваша первая исповедь послужит исцелению души в «духовной врачебнице» Церкви!

 

Как подготовиться к первому причастию?

Главное, что нам нужно понимать, приступая к Святым Тайнам – это то, что мы никогда не бываем их достойны. Тело и Кровь Христовы – всегда милость Бога по отношению к нам и принимать их нужно с величайшим покаянием, смирением и благоговением. Подготовка к причащению состоит из нескольких элементов – понимания сути и смысла самого Таинства, покаяния, исповеди, поста, чтения особых молитв, а также участия в Божественной Литургии.

Приступая ко Святой Чаше, христианин должен знать основные догматы православной веры, не сомневаться в истинности принимаемых Тела и Крови Христовых, а также иметь твёрдое намерение жить по заповедям Божиим. В Русской Православной Церкви накануне вечером или в день причащения принято предварительно приступать к Таинству исповеди, чтобы очистить свою душу покаянием и как можно более достойно принять Божественные дары.

Перед Таинством принято к обычным молитвам дня обязательно добавить «Последование ко Святому Причащению» и три канона: покаянный ко Господу, ко Пресвятой Богородице и к Ангелу Хранителю, а накануне вечером и в день принятия Святых Таинств – присутствовать за богослужениями в храме. Перед причастием принято поститься три дня. А с 12-ти часов ночи перед днём причащения, предписан Евхаристический пост – полный отказ от любых пищи и питья до самого момента причащения.

В истории Церкви существовали разные практики причастия. Первые христиане причащались за каждой Литургией, то есть раз в неделю, а иногда и чаще. В Российской империи в Синодальный период верующие причащались крайне редко – один или два раза в год. Сегодня священники рекомендуют христианам причащаться не реже, чем каждые две-три недели. В пост без дополнительных благословений можно причащаться ещё чаще – один раз в неделю.

Перед причастием мы можем дополнительно помолиться Богу и своими словами, но «Последование ко Святому Причащению», составленное на основе покаянных молитв величайших православных святых, всегда используется как своего рода «духовный камертон». В Последовании содержатся основные догматические положения нашей веры, которые помогают нам обращаться к истинному Богу, а не к придуманному нами Его образу.

«Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости в последния дни в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя, и Твоею Кровию обновивый растлевшее грехом естество наше», — красиво и ясно говорится в молитве святителя Василия Великого.

В «Последовании ко Святому Причащению» для нас удивительным образом раскрывается смысл страданий и смерти Спасителя. Осознание величия личности Божества, красоты замысла творения мира и человека, жертвы Христовой ради преодоления наших грехов и даже уподобления нас Богу побуждает каждого читающего эти молитвы к покаянию. И покаяние наполняет нас тем смирением перед Богом, которое в Его глазах делает нас достойными причастия Святых Тайн.

Читая правило ко причастию, мы рано или поздно приходим в высшее состояние, когда стремимся подойти к Святой Чаше не ради получения благодати Божией, исцеления души и тела и прощения грехов, хотя и это безмерно важно для нас, но ради собственно любви к Спасителю. Ради желания достигнуть единения с Богом. И проявляя такую любовь ко Творцу мы воистину причащаемся «во оставление грехов и в жизнь вечную».

 

Как вести себя после причастия?

Сразу после причащения христианину нужно поблагодарить Господа и выслушать в храме или прочесть дома особое краткое правило – «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Если есть возможность остаться в храме до конца богослужения – постарайтесь помолиться в доме Божием до отпуста, своими словами поблагодарить Бога, послушать проповедь и приложиться ко кресту, с которым выйдет священник.

Помните, что получить благодать бывает гораздо легче, чем сохранить её в своём сердце. Поэтому после причастия стоит постараться поменьше разговаривать, хотя бы пару часов, избегать шумных собраний, зрелищ и увеселений. Вместо этого лучше почитать Евангелие, духовную литературу, подумать о Боге и о своей жизни. Чтобы как можно дольше сохранить в себе полученные от Бога духовные дары.

В день после причащения не принято плеваться или есть пищу с косточками, чтобы при их удалении случайно не обронить частицу Святых Даров. Также не нужно совершать земных поклонов или молиться, преклонив колени. Помните, что после причащения Сам Бог поселяется в Вашем сердце. Постарайтесь не изгнать Его оттуда недостойными поступками! Молитесь Богу, уклоняйтесь от грехов, благотворите и делайте другие добрые дела.

Праведный Иоанн Кронштадтский говорил о состоянии христианина после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Да будут Вам Тело и Кровь Христовы верным указателем пути ко спасению и причастием вечной жизни!

 

Как правильно поститься начинающему свой путь в Церкви?

Преподобный Иоанн Дамаскин как-то иронично заметил: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». Нередко случается, особенно с новоначальными христианами, что истинный смысл поста от нашего взора заслоняют разнообразные диетарные правила и монашеские традиции. Между тем, духовный труд подобен регулярному питанию – для человека полезнее понемногу молиться каждый день, нежели взвалить на себя разом огромную тяжесть аскетики, надорваться и навсегда забросить это дело.

Начнём со смысла поста. «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Самое воздержание от пищи Он (Бог) заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Таким образом, ослабление тела через удаление от скоромной пищи на время поста служит не самоцелью, а лишь подспорьем в интенсификации нашей духовной жизни – молитвы, милостыни, чтения.

Вступая в пост, стоит посоветоваться со своим духовником или, если такового нет, с приходским священником и определить свою меру поста. Она может и даже должна заметно различаться в зависимости от Вашего возраста, состояния здоровья, текущих жизненных обстоятельств и духовного опыта. Так, не могут быть одинаковы посты ребёнка и взрослого, диабетика и здорового, служащего в армии и гражданского, новоначального и монаха-схимника.

В пост принято больше времени посвящать посещению богослужений и чтению духовной литературы. Начать стоит, конечно же, с «Четвероевангелия» и толкований на него. Также неплохо читать «Псалтирь», которая учит нас восславлять Всевышнего. Из многочисленных наставлений святых отцов Вы можете почерпнуть «практическое» Евангелие, воплощенное жизнью православных святых. Лучшими из таких патериков считаются «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха.

Каждому верующему, который только начинает свой путь в Церкви, стоит помнить – что все мы приходим в храм со своими духовными болезнями и лишь начинаем в нём, как в духовной лечебнице, путь исцеления. Поэтому не стоит переживать, если Вы столкнётесь в храме с грубостью храмовой работницы или другого прихожанина. Просто поймите, что он, как и Вы, ещё не обрёл святости и что Вы приходите в храм для общения с Богом, а не с этим человеком.

Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит по Вашему мнению неподобающе или делает то, что Вам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. При необходимости они сами подойдут к человеку и корректно разрешат проблему. Если же объектом их замечания стали Вы, и оно выражено с любовью, постарайтесь устранить его, чтобы не смущать других молящихся.

На встречу с Богом идут, как на праздник, надевая свою лучшую одежду. При этом избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих. Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики. Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить в храм в майках и шортах, а также спортивных костюмах.

По традиции мужчины входят в храм с непокрытой головой, а женщины, напротив, в головном уборе. Перед первым посещением храма лучше спросить своих воцерковлённых друзей и знакомых, куда ходят они и предупредить священника о мере своего христианского опыта, чтобы он понимал, какой совет будет Вам полезен, а какой давать ещё рано. По возможности, постарайтесь избегать монастырей, так как монашеский опыт не предназначается для неофитов.

 

Как научиться внимать богослужению?

Одним из главных условий молитвы является внимательность. Поэтому богослужению в храме нужно внимать, то есть сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем. Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться ко всем подряд иконам (целовать их), рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и так далее.

Конечно, чтобы внимательно и с духовной пользой слушать молитвы и песнопения богослужений нужна предварительная подготовка. Знание наименований частей храма, облачений и священных предметов, библейской истории, чина литургии и других основных богослужений, церковно-славянского языка. Начать их изучение Вы можете с «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского и посещения воскресной школы для взрослых при храме, в который Вы ходите.

Позднее священник порекомендует Вам «Православный катехизис» (краткий богословский сборник) и другие пособия для дальнейшего воцерковления. Множество важных для собственной христианской жизни сведений Вы сможете почерпнуть на портале «Азбука.ру». Благодаря современным православным приложениям для смартфона и электронным публикациям Вы можете даже следить за ходом богослужения и, параллельно, изучать толкования заинтересовавших Вас молитв.

Научившись понимать основы своей веры, смысл молитв и богослужений мы приближаемся к Богу не только сердцем, но и умом. И чем далее, тем более Он напитывает всё наше существо своей благодатью. Закажите записки на пост о себе и своих близких, и пусть Ваше первое посещение храма послужит укреплению Вашей веры, участие в богослужениях – счастью Вашего общения с Богом, а первый пост – Вашему восхождению по лестнице в Царствие Небесное!

Источник 

 

См.также: 

Просмотров (64)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *