Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Молитвы неверующих перед лицом смерти. Почему они оказываются бесполезны?

Священник у постели больного

Редко кто из убежденных атеистов остается непоколебленным в своем атеизме перед лицом неизбежной смерти.

Когда смерть заглядывает в глаза, трудно опираться на пустоту в своей душе – слишком это страшно и нестерпимо в своей безнадежной обреченности.

Это касается как самих умирающих, так и неверующих, которые наблюдают их смерть.

В этот момент многие неверующие начинают обращаться к Богу, но – увы! – эти обращения зачастую никак не помогают им.

Они не только не могут с помощью веры избежать смерти (это понятно), но и не могут обрести достаточно мужества, чтобы относительно спокойно встретить ее.

И здесь важно разобраться, почему.

Примером нам послужит эпизод, описанный в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Важно подчеркнуть, что Толстой писал этот роман, еще оставаясь в лоне православия, поэтому в нем еще нет тех тенденциозных искажений, которые содержит его поздний роман «Воскресение».

Итак, умирает Николай Левин, старший брат одного из главных героев романа – Константина Левина. Оба неверующие.

Константин наблюдает за трудным процессом умирания чахоточного брата, которого по предложению его жены Кити причащают и соборуют.

Что же наблюдает Константин? Его глазами происходящее описывает Лев Толстой:

«На другой день больного причастили и соборовали. Во время обряда Николай Левин горячо молился. В больших глазах его, устремленных на поставленный на ломберном, покрытом цветною салфеткою столе образ, выражалась такая страстная мольба и надежда, что Левину было ужасно смотреть на это. Левин знал, что эта страстная мольба и надежда сделают только еще тяжелее для него разлуку с жизнью, которую он так любил. Левин знал брата и ход его мыслей; он знал, что неверие его произошло не потому, что ему легче было жить без веры, но потому, что шаг за шагом современно-научные объяснения явлений мира вытеснили верования, и потому он знал, что теперешнее возвращение его не было законное, совершившееся путем той же мысли, но было только временное, корыстное, с безумною надеждой исцеления. Левин знал тоже, что Кити усилила эту надежду еще рассказами о слышанных ею необыкновенных исцелениях. Все это знал Левин, и ему мучительно больно было смотреть на этот умоляющий, полный надежды взгляд и на эту исхудалую кисть руки, с трудом поднимающуюся и кладущую крестное знамение на туго обтянутый лоб, на эти выдающиеся плечи и хрипящую пустую грудь, которые уже не могли вместить в себе той жизни, о которой больной просил».

Обратите внимание на выделенные слова.

Сам Толстой подчеркивает, что это обращение к вере Николая Левина – незаконное.

Оно не вызвано убеждениями, оно вызвано единственно – ужасным страхом смерти и безумной жаждой жизни.

Такое обращение к вере не является искренним. Оно не связано с покаянием, пересмотром своей жизни, обещанием исправления.

Естественно – оно не может принести плодов истинной и «законной» веры.

Как только Николаю Левину становится чуть лучше – он тут же отрекается от всего того, чему подвергнулся по настоянию Кити:

« — Что, Кати нет? – прохрипел он, оглядываясь… Для нее я проделал эту комедию. Она такая милая, но уже нам с тобою нельзя обманывать себя. Вот этому я верю, — сказал он и, сжимая стклянку (с йодом) костлявой рукой, стал дышать над ней».

Что ж – с Николаем Левиным все понятно.

Как только непосредственный ужас и угроза смерти обманчиво и на время отступили – исчезла и его так называемая «вера».

Вернулась вера в то, что и всегда была – в медицинские средства.

Более того – ему уже стыдно на проделанную «комедию», хотя жить ему остается несколько дней.

Теперь давайте обратим внимание на Константина Левина. Видя умирающего соборующегося брата, он тоже молится:

«Во время таинства Левин молился тоже и делал то, что он, неверующий, тысячу раз делал. Он говорил, обращаясь к Богу: «Сделай, если Ты существуешь, то, чтоб исцелился этот человек (ведь это самое повторялось много раз) и Ты спасешь его и меня».

Удивительная молитва! И какая наглядная во всех своих заблуждениях.

У Константина Левина тоже нет веры, как и у его умирающего брата. Но как они похожи в своих обращениях к Богу!..

Они оба просят о чуде. Константин идет еще дальше – он не только просит о «невозможном» с точки зрения медицины исцелении брата, но еще и о спасении его самого.

Как же так – не верить в Бога и просить о чудесах!.. Левин не замечает этого противоречия.

Не замечает того, что все Евангелие проникнуто лейтмотивом Христовых слов: «И как ты веровал, да будет тебе» (Мф. 8.13).

Причем он знает из Евангелия о подобных чудесах («ведь это самое повторялось много раз»), но сам не веря в это – просит этого для своего брата…

Полное затмение в его мозгах. Но затмение очень характерное для многих неверующих.

Чувствуя отсутствие своей веры, он должен был молиться как отец бесновавшегося отрока: «…Господи! помоги моему неверию». (Мк. 9.24)

Но – увы! – не имея никакой веры, он молится сразу о двух чудесах, которые не могут произойти просто по определению.

Кстати, Левин не понимает и того, что второе чудо – его собственного спасения – точно также невозможно, как и первое – исцеление его брата.

Он думает (кстати, так думают и многие современные неверы и атеисты): вот увижу настоящее чудо – тогда и сам стану верующим.

И это новое глубокое заблуждение. Без веры никакое чудо не убедит человека стать верующим.

Об этом однозначно сказал Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре.

Когда богач, попавший в ад, просил послать воскресшего Лазаря к своим братьям (тоже речь о братьях!), чтобы они обратились и спаслись, Христос ответил однозначно:

«…если бы кто из мертвых воскрес, не поверят». Лк. 16. 31.

Так что если бы Константин Левин увидел своего исцеленного после причащения и соборования брата – он бы тоже не поверил.

Он бы тут же начал сомневаться в том, что это произошло за счет совершившихся таинств, и отнес исцеление не к церковным средствам, а к медицинским или силе самовнушения своего брата.

И это было бы однозначно так, ибо никакой собственной веры у Константина Левина не было.

Да – получается замкнутый круг. Чудо невозможно без веры, а вера не приходит от чуда.

Но так и должно быть, потому что вера – это дар божий.

И умирающий Николай Левин и его брат Константин прежде чем молиться об исцелении, должны были молится о том, чтобы Бог даровал им веру в Себя.

И современные атеисты и неверы прежде чем настаивать на своем неверии в Бога в виду отсутствия видимых ими чудес, пусть возьмут этот пример в качестве урока.

Их отчаянное обращение к Богу перед смертью уже не принесет им пользы.

Священник проводит соборование
 Священник проводит соборование

Просмотров (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *