Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский епископ

В первой декаде мая Святая Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Марка. Он был апостолом от 70 и не присутствовал лично при многих событиях общественного служения Спасителя, но всё же решился написать собственное Евангелие.

Кем был апостол Марк и где благовествовал? 

Сегодняшним письмом мы открываем цикл бесед, посвящённый Четвероевангелию и его авторам – апостолам Матфею, Луке, Иоанну Богослову и Марку. Что мы знаем об их жизни? Насколько они были близки Спасителю? Где проповедовали Слово Божие? Когда и для кого составили свои Евангелия. Наконец, в чём их свидетельства о Христе различаются между собой? Мы постараемся ответить на каждый из этих вопросов, начав с автора Евангелия от Марка.


Свидетельств о жизни святого Марка до апостольства Священное Предание для нас не сохранило. Его почитают в числе апостолов от 70 и, вероятнее всего, он лично знал Спасителя и был хотя бы отчасти свидетелем Его жизни. На это указывает автобиографический эпизод оставленный евангелистом в тексте своего благовестия: «Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:50-52).


Здесь Марк не назван по имени, но этот эпизод присутствует только в одном Евангелии. Подобно тому, как только в Евангелии от Иоанна упоминается «ученик, которого любил Иисус». В обоих случаях апостолы писали о себе, но из скромности не называли имени. Из этого отрывка мы также знаем, что на момент земной жизни Господа Марк был совсем молодым человеком. После Пятидесятницы юный апостол стал ближайшим сподвижником апостола Петра.


С Петром Марк прошёл через множество городов, где их совместными трудами были основаны Церкви. Как минимум единожды они вместе посетили Рим. Священное Предание также приписывает апостолу Марку основание Церкви в Александрии Египетской, где он принял мученический венец. Именно оттуда в 829-м году были вывезены в Венецию мощи святого евангелиста, которые ныне покоятся в соборе святого Марка.

Когда и для кого апостол написал Евангелие?

Есть несколько версий о времени и месте написание Евангелия от Марка. Но наиболее достоверной представляется «римская». Согласно ей, апостол писал своё благовествование со слов своего старшего товарища – апостола Петра. Именно воспоминаниями последнего объясняется множество ярких описательных моментов повествования, которые мог знать лишь непосредственный очевидец событий. Кроме того, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан и другие святые первых веков подтверждают эту версию.


Например, Папий Иерапольский во втором веке оставил такое свидетельство об авторстве Евангелия от Марка: «Он точно записал всё, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».


Сам апостол Пётр в своём первом послании упоминает, что Марк находился в числе его спутников, посещавших столицу Римской империи: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (распространённая в древности метафора, указывающая на Рим) и Марк, сын мой» (1Пет. 5:13). Наконец, в пользу написания Евангелия для Римской Церкви свидетельствуют и встречающиеся в тексте латинизмы: центурион, легион, динарий, кустодия (стража), кодрант и т.п.


Интересно, что в тексте Марка есть ряд хронологических уточнений, где со слов Петра он поправляет воспоминания Матфея. Например, в рассказе об укрощении бури на Галилейском море в ходе путешествия в Гадаринскую страну Марк уточняет, что это случилось вечером того же дня, когда Христос рассказывал притчи о Царстве Небесном, стоя в лодке перед собравшимся народом (Мк. 4:35). А у Матфея о притчах и буре рассказывается в разное время. Таким образом, Евангелие от Марка было написано вторым. Обычно его датируют 60-70-ми годами первого века.

Иисус исцеляет в субботу

Особенности Евангелия по Марку

Мы помним, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки называют «синоптическими» («совместным рассказом») за их множественные совпадения между собой. При этом, Евангелие от Марка наименее уникальное из всех, так как имеет всего порядка 10% уникальных сведений. Но от этого они не становятся менее важными для нас. Например, именно здесь приведена знаменитая максима: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).


Евангелие от Марка можно назвать «самым стремительным». Причём не только потому, что по объёму и количеству глав оно наиболее короткое. В тексте апостола часто встречаются слова «тотчас», «немедленно», которые как будто подчёркивают, что время Спасителя небезгранично: час Его смерти уже предопределен Богом и поэтому Он спешит совершить всё, что Ему предназначено. У Марка нет родословия Богочеловека – с первых же слов читатель погружается в события, важные для домостроительства нашего спасения.


Благовестие сподвижника апостола Петра ориентировано, прежде всего, на христиан из бывших язычников. Поэтому в нём мало обличений фарисеев и обращений к ветхозаветным пророчествам. Вместо этого апостол Марк объясняет читателям ряд специфических еврейских терминов и обычаев, даёт справки из географии Палестины. Язык повествования живой и приближенный к разговорному.


Текст святого Марка начинается с рассказа о проповеди Иоанна Предтечи, чтобы показать ранее крещённым в покаяние преемственность между Иоанном Крестителем и Господом. В благовествовании апостол делает упор на чудеса и проповеди Богочеловека, которые должны были укрепить веру в новообращённых христианах. Он говорит о Господе, как о «власть имеющем», как о Небесном Царе, выступившем на спасение своих людей. И пусть молитвами апостола Марка и всех святых мы с Вами тоже окажемся в числе наследников Царствия Небесного!

Источник

Тропарь апостолу и евангелисту Марку, глас 3

Апо́столе святы́й и Евангели́сте Ма́рко,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой и евангелист Марк, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Ин тропарь апостолу и евангелисту Марку, глас 3

У верхо́внаго Петра́ научи́вся,/ апо́стол Христо́в был еси́/ и, я́ко со́лнце страна́м возсия́л еси́,/ Александри́ом удобре́ние быв, блаже́нне:/ тобо́ю Еги́пет от пре́лести свободи́ся,/ ева́нгельским твои́м уче́нием просве́щ вся,/ я́ко свет, столп церко́вный./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять чту́ще, све́тло пра́зднуем,/ Ма́рко, Богогла́се,/ моли́ тобо́ю благовести́маго Бо́га,// да согреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: У верховного Петра научившись, ты был апостолом Христовым и, как солнце воссиял во все концы света, быв украшением Александрийской Церкви, блаженный: с тобой Египет освободился от заблуждения, твоим евангельским учением, как светом, всё просветил, столп Церкви. Поэтому, почитающе твою память, радостно празднуем, Марк Богоглаголивый (проповедающий Бога), моли тобой благовествуемого Бога, да подаст душам нашим прощение согрешений.

Кондак апостолу и евангелисту Марку, глас 2

С высоты́ прии́м благода́ть Ду́ха,/ ри́торская плете́ния разруши́л еси́, апо́столе,/ и, язы́ки вся улови́в, Ма́рко всесла́вне,/ твоему́ Влады́це приве́л еси́,// Боже́ственное пропове́дав Ева́нгелие.

Перевод: С высоты приняв благодать Духариторами сплетенное ты расторг, Апостол, и все народы сетью уловив, Марк всеславный, своему Владыке их привел, провозгласив божественное Евангелие.

Молитва апостолу и евангелисту Марку

О, пресла́вный апо́столе Ма́рко, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удобри́вший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист святому апостолу и евангелисту Марку
Канон святому апостолу и евангелисту Марку

См.также — Загадки Евангелия от Марка

Просмотров (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *