На пути в церковь есть обычай читать молитву:
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».
Кроме этой молитвы, можно читать тропарь, кондак и другие песнопения службы этого дня, 50-й, 90-й псалмы, воспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день.
Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. При этом, не забудь отключить мобильный телефон всенепременно.
Входи в храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Когда входишь в Храм и видишь Иконы, думай о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:
«Боже, милостив буди мне, грешному» – Поклон.
«Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» – Поклон.
«Создавый мя, Господи, прости мя!» – Поклон.
После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.
По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части Храма, а женщины — в левой. Прохода от главных дверей к Царским Вратам никто не должен занимать.
Женщины должны входить в Храм скромно одетыми в женскую одежду [без оголенных плеч и юбка должна прикрывать колени] и с покрытой головой; мужчины с непокрытой головой; дети – согласно их полу. Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
Перед Божественной Литургией подают записки о здравии живых своих родственников [крещеных, православных] и отдельно, об упокоении умерших. В православной церкви не поминаются: неправославные, некрещенные и самоубиенные. Имена пишутся аккуратно, разборчиво — полные, в родительном падеже: о здравии/упокоении кого? — Тамары, Иоанна и т.п. Количество имен, в принципе, не имеет значения, однако, не очень длинная записка обычно читается легче, а потому внимательнее.
Записки подают перед началом службы, обычно там же, где приобретаются и свечи. Чтобы не смущаться, следует помнить, что различие стоимости записок отражает лишь разницу в сумме твоего пожертвования на храмовые нужды. То же самое можно сказать и о стоимости свеч.
Благоговейно относись к церковной свече: это — символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, Святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой горящей [не от лампады] и, оплавив ее низ, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Хорошо, если в Храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, и не претендуя, что это теперь «твое место». А проходя мимо Царских Врат, остановись, благогоговейно перекрестись и поклонись. Если же постоянного места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, постарайся встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это невозможно, встань на свободное место и внимательно совершай внутреннюю молитву.
В Храм всегда приходи к началу Богослужения. Если все же опаздываешь по уважительной причине, то будь осторожен при входе, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии [когда совершается пресуществление Святых Даров], постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей Службы.
Во время службы старайся не ходить по Храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом Богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия; Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся Литургия, начиная от «Иже херувимы…».
В Храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже со своими близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
В Храме должно стоять, и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной Митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии нужно стоять.
Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято и когда открывают или закрывают Царские Врата, когда священник возглашает «Мир всем» или благославляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в Храме не очень людно, совершить земной поклон. В праздничные и воскресные дни земные поклоны не положены, не совершают их и после Причастия. В эти дни твори поясные поклоны, касаясь рукой пола. В Храме молись как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за Службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагай на себя крестное знамение и твори поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.
Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
Никогда не позволяй ребенку есть в Святом Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб.
Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его (в Придел, в какое-либо другое помещение, где плач ребенка не мешает службе, летом можно на улицу).
Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, во время Богослужения кто-то на твоих глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай. Постарайся не обращать внимания, а если, по немощи, не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
Когда идешь в Храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и записки: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению, так и молящимся.
До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма, ибо это — грех перед Богом. Если же это случится, скажи на исповеди священнику.
Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания Службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
СМ. также:
Воцерковление — это вхождение в Церковь в качестве полноценного и полноправного ее члена. В храме неподготовленный человек сталкивается с совершенно новым для него, непонятным и даже несколько пугающим миром. Эта книга помогает понять смысл внутренней жизни Православной Церкви, объясняет, что такое панихида, молебен, пост, Таинства, рассказывает, как вести себя в храме и что значит «жить церковной жизнью».
Книга «Воцерковление» была написана и впервые опубликована в 1996 году в количестве 1000 экземпляров на личные средства автора, в целях раздачи ново-приходящим в Церковь людям, желающим познакомиться с церковной жизнью. Впоследствии эта книга переиздавалась издательствами «Благовест», «Сибирская благозвонница» и многими другими, как в печатном виде, так и на различных православных интернет-ресурсах. С момента первого издания в 1996 году книга «Воцерковление» пережила более десяти переизданий, переведена на английский и китайский языки. Издавалась в печатном и электронном виде различными епархиями и семинариями. Пользуется стабильным спросом как одно из наиболее удачных изданий для начинающих церковную жизнь христиан.
Протоиерей Александр Торик — «Воцерковление для начинающих церковную жизнь»
Просмотров (18)