Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Псалтирь: ВООРУЖАЙТЕСЬ!..

Псалтирь так ценен, что даже дневной если читает человек, то быстро отмолит себя и родных. А если поднимет ночной, он в десять раз сильнее, вымолит не только своих и себя, а до седьмого колена вытащит. Схиархимандрит Иоанникий

Чтение Псалтири вызывает глубокие молитвенные чувства в человеке, утешает в скорби, успокаивает душу. Молясь по этой книге, мы прежде всего восхваляем Бога. Также псалмы имеют и покаянное содержание. Они подсказывают нам слова, которые помогают искренне раскаяться перед Господом, открыть Ему свою душу. Можно сказать, что через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. Церковь всегда обращала особое внимание на молитву по Псалтири. Среди монахов раньше считалось естественным знание этой книги наизусть.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения. Это единственная книга Ветхого Завета, которая полностью включена в богослужения Православной Церкви.Для удобства чтения все псалмы поделены на 20 кафизм, каждая из которых состоит из трёх частей славы (по названию славословия, которое читается в начале части). Кафизмы содержат от 6 до 9 псалмов.

Если Псалтирь читать постоянно, то глубже и осмысленнее придёт понимание вечерних и утренних богослужений в храме. Отдельные псалмы или кафизмы целиком поются и читаются на Вечерне, Утрене, Божественной литургии, великопостных часах (кафизмы), часах (псалмы), во время свершения молебнов, таинств. Утреня начинается с Шестопсалимия, название которой говорит о прочтении 6 псалмов. Чаще других читается псалом 50, который каждый православный христианин должен знать наизусть.

Псалтирь можно читать стоя (предпочтительнее) и сидя, вслух или вполголоса. Читать со вниманием, обязательно соблюдая ударения. Главное — настроить внутреннее состояние. Особо рекомендуется читать её во время постов. Церковью разработан Устав чтения Псалтири, в котором можно найти ответ на вопрос: как правильно читать Псалтирь дома. Порядок чтения не имеет никакого значения. Можно читать понравившиеся псалмы, кафизмы по очереди или вразнобой, на всякую потребу. Главное — это делать регулярно, постоянно, последовательно. Если миряне к молитвам утром и вечером дома прибавляют один или несколько понравившихся псалмов, то читают в них только текст. Аналогия: 50 псалом в утренних молитвах. Если читаются кафизмы (одна или несколько), то перед их началом и окончанием читаются особые молитвы, которые обычно есть в самой книге.

ВООРУЖАЙТЕСЬ!
Это не призыв к легализации оружия. Это призыв к обогащению памяти и молящегося сознания словами псалмов. Обновление жизни не придет от бюджета или законодательной деятельности. Потому что ум помрачен. Обновление придет от «обновления ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2).Для обновления ума нужна молитва, а для молитвы – Псалтирь. Эта книга особая. Ею Христос разговаривал. Например, в Евангелии Иоанна Христос спрашивает упрекавших Его в родстве с Отцом иудеев: «Не написано ли в законе вашем: “Я сказал: вы боги”?.. Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Ин. 10: 34–35).А где сказано: вы боги? Сказано в псалме 81-м. Там Господь стоит в сонме «богов» (и есть достоверное мнение, что это судьи, реально, как маленькие боги, управляющие жизнью миллионов). В этом сонме Он приказывает защищать бедняка, сироту и нищего. Этот псалом стоит вывесить в судебных залах так, как вывешивают клятву врача в медицинских вузах. Значит, надо выучить этот, 81-й псалом. И не только его.Вот Христос входит в Иерусалим, и весь город «пришел в движение и говорил: кто Сей?» (Мф. 21: 10). А малые дети вопят: «Осанна сыну Давидову!» И раввины требуют, чтобы Иисус запретил им. Но Он говорит: «Разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу”?» (Мф. 21: 16).Опять вопрос: где они должны были это прочитать? Да опять же – в псалмах. Вот 8-й псалом говорит об этом, и Христос именно этот псалом цитирует. Значит, нам нужно вчитаться в 8-й псалом (после 81-го) и, вполне возможно, выучить его наизусть. Это, конечно, далеко не всё.В храме Господь спрашивает фарисеев: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: “сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын Ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова» (Мф. 22: 42–46). Здесь речь о чем? О том, что были псалмы, явно признанные за мессианские, то есть говорящие о Мессии.Один из таких псалмов – 109-й. Там появляются какие-то «два Господа», хотя в «Шма, Исраэль» ясно говорится: «Господь Бог твой – Господь един». А там: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Явно говорится об Отце и Сыне, Которые в равном достоинстве. Еще говорится о том, что Христос «рожден из чрева прежде денницы», то есть прежде начальных тварей. И рожден из существа, а не сотворен, как мы и поем в Символе веры. Еще упоминается таинственный Мелхиседек, вышедший, в прообраз Евхаристии, с хлебом и вином, чтобы благословить Авраама. Об этом потом Павел к евреям подробно рассуждает. Таинственный, божественный, возвышенный псалом, и весьма краткий – семь стихов. Разве трудно и его выучить? И разве можно придумать отговорку, чтобы не делать этого?Вот вам, боголюбцы, работа на текущую неделю: 8-й, 81-й и 109-й на память. К сему добавьте, что Шестопсалмие – это избранные псалмы, в которых Сын воплощенный с Отцом разговаривает. И это надо уж совсем без изъятия, всем подряд наизусть знать.Даже на Кресте Христос от Себя почти и не говорил. Продолжал исполнять написанное и предсказанное. Вплоть до жуткого вопля: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?!» (Мф. 27: 46). А ведь это тоже псалмы. В 21-м псалме Давид описывает страдание Богочеловека, словно был его зрителем. Упоминает о пронзении рук и ног, о метании жребия об одежде под Крестом… И начинается псалом – 21-й – как раз теми самыми страшными словами: «Боже мой! Боже мой! Внемли Мне, для чего Ты оставил меня?»Если ваша любовь одолеет и этот псалом выучить на память, то мир на вас и на Израиле Божием. Со временем, зерно к зерну, ум ваш будет «великий купец», носящий внутри себя золотые слова бессмертных Писаний. Именно это и требуется от народа Божия: не в книжках только, вне себя, но в памяти и внутри себя носить Божии слова. Именно это и требуется от народа Божия: в памяти и внутри себя носить Божии словаТогда ближе будет к смирению и праведности человек. А если умаляется и пренебрегается христианство, если исчезает не только святость и праведность, но даже элементарная порядочность, то потому именно, что пренебрегли люди словами Живущего во веки. И сказано: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4: 6).Это и есть наше оружие. И не только, но и лекарство, и небесный хлеб, и светильник, горящий в темном месте. Так что пока время есть – вооружайтесь.

Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём. 

Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь — читайте. На работу пошли с утра — читайте. В метро сели — читайте. Всегда надо читать. Я сам — честно говорю — каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь — и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться, настолько Псалтирь глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь — безпримерное молитвенное правило.  Читай любой псалом, рассуждай, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё безценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое — всё в ней. С Богом! 

протоиерей Андрей Ткачев 

См.также:

Просмотров (18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *