Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Что будет, если надеть чужой крест?

Что будет, если надеть чужой крест?

Вопрос: У меня 4 детей. Примерно раз в год кто-то обязательно потеряет нательный крестик. Забывают в ванной. Сегодня получилось так, что всем надела крестики, но, к сожалению, не знаю, кто чей надел. Так можно? Переживаю. Много раз слышала истории о том, что нельзя надевать чужие крестики. 

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Да, есть такие истории, и множество других, которые основаны не на правильном понимании того, как обстоят дела, а на фантазиях или суеверных представлениях людей, которые берут свое начало в язычестве.

В древности люди, уже утратив знание об истинном боге, через мифы пытались как-то осмыслить мир, в котором они жили. Это осмысление происходило не через научное исследование и доказательство, а через миф. Мифологическое сознание порождает множество идей, одна из которых — убежденность в том, что некоторые вещи оказываются мистически связанными с их владельцем. Соответственно, это породило рассказы о том, что, например, надев на себя вещь достойного человека, можно перенять его достоинства, а надев на себя вещь человека плохого, напротив, взять на себя то ли его плохие качества, то ли наказание, которое следует за его преступления. При этом, конечно, в основном такое рассказывали о вещах, которые что-то значили для общества, например, о кольцах (в том числе, думаю, потому что на кольцах были печати, которыми запечатывали письма), украшениях (вещах дорогих и означающих принадлежность к определенному роду или сословию), дорогой и значимой одежде, например, ритуальной.

С приходом христианства, насколько я понимаю, эти идеи плавно переместились на самый значимый для христианина предмет — крестик, который является ни чем иным как символом принадлежности к Церкви. И по какой-то логике, возможно, поскольку крест — это орудие, через которое совершилось искупление человечества от вины за первородный грех, крестик стал связываться с личными грехами человека, а надевание чужого крестика — с якобы надеванием на себя чужих грехов.

В общем, это все выдумки.

Чтобы дети не ругались, лучше пусть каждый из них помнит, какой у кого крестик, и следит за ним. А мистики тут никакой нет — перепутали и перепутали, все в порядке.

Источник

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

 

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

 

Если надеть чужой крестик, то на тебя перейдут грехи того, кто носил его раньше? Крест был зримым свидетельством принадлежности человека к Церкви, его верности Христу, напоминанием, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).

При этом нательный крестик никогда не воспринимался в Церкви как некий оберег и не наделялся какими-то особыми магическими свойствами, например способностью аккумулировать в себе грехи того, на кого он надет.

Теперь о грехе. Грех — это не балласт, который можно переложить на другого или, наоборот, неким бессознательным образом взвалить на себя через употребление вещей, принадлежавших ранее кому-то еще. Это всегда личный проступок, который служит признаком присутствия в нас той или иной страсти. В православии грех понимается как проявление болезни души. Как удушающий кашель часто выступает симптомом астмы, так постоянные эмоциональные срывы, раздражение и злоба могут быть симптомами страсти гнева, которая сидит в человеке. Эта болезнь развивается не в одночасье. Ее нельзя приобрести, просто надев чужой крестик. Нельзя и избавиться от нее, просто передав ближнему нечто свое, будь то крестик или любая другая вещь. Излечиться от греха возможно только через покаяние, то есть кропотливую духовную работу над изменением своего внутреннего устроения.

Только мы и никто другой несем ответственность за свою жизнь, за то, что мы делаем, или не делаем, думаем или говорим. Грех не перепрыгивает на нас с внешних предметов, но исходит из нашего сердца и оскверняет как нас, так и окружающий мир. Об этом очень четко говорит Иисус Христос: …исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк 7:20–23).

И то, что мы разделяем суеверия и страхи, подобные рассматриваемому сейчас, тоже, по сути, является грехом, потому что отвлекает наше внимание и душевные силы от главного и фокусирует их на абсолютно бессмысленных и вредных вещах. Как писал о суеверных людях святитель Иоанн Златоуст, «того, что не составляет греха, они боятся, как то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех».

Источник

См.также: 

 

Просмотров (20)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *