Праздник Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных – это праздник всех святых, всей Церкви, небесной и земной. Господь напоминает нам о том, что существование человека возможно только либо в росте благодати, либо в разрушении его грехом. И что не существует ничейного поля, нейтральной земли. Мы знаем, что сатана, князь мира сего, со всеми властями и силами своими уже побежден, и дни его сочтены. Но пока не наступила окончательная победа, он делает все, чтобы весь мир вовлечь в губительную игру своих соблазнов. Разумеется, человеческая свобода в нашем сердце остается непоколебимой. Сатана не может проникнуть до этих глубин – только если мы соглашаемся с его волей. Между соблазнами сатаны и нашей волей есть некое духовное пространство, и от нашего согласия или отвержения зависит наша участь.
В Евангелии праздника Господь говорит о тайне плевел и пшеницы – как бы естественном росте того и другого, переплетении даже в своих корнях того и другого и схожести одного с другим, особенно в первый период их созревания.
Что же естественно для человека? Апостол Павел говорит о человеке естественном, о человеке душевном. Искушения сатанинские происходят в области нашей свободы, там, где проявляется все наше естественное: характер, способности, темперамент, наследственность. Человеку кажется, что он ведет себя естественно. Однако это естественное на самом деле очень сильно искажено. И во всех областях – будь то наука, искусство, любой труд – человеку, устремляющемуся к каким-то достижениям, кажется, что он естественен. Но существует некое таинственное переплетение, о котором говорит Господь.
Враг всеял злые семена среди добрых во время сна. Речь идет о первородном грехе, о первом падении человека. Естество человека не может расцвести, не может вырасти в истинный свой рост до тех пор, пока не пройдет через смерть и через воскресение. Пока не придет время жатвы, о которой говорит Господь. А до этого мы живем в мире, в котором человеческая мудрость проявляется чаще всего там, где действует князь мира сего, и все подлинное, духовное кажется безумием для мира.
Свободный выбор каждого из нас осуществляется в области личной нашей свободы. И здесь мы рискуем оказаться под влиянием коллективного, безличного, анонимного общественного мнения на наше личное сознание. В отдельные эпохи жизни человечества, во времена тоталитарных режимов идеология может становиться как бы настоящей религией. Это влияние на личное сознание может так сильно подчинять человека, что он теряет себя и свою свободу. Это было, например, во времена нацизма, во времена строительства коммунизма. И в еще большей степени это происходит сегодня, когда в постхристианском мире утверждается новая идеология маммоны и Содома. При этом СМИ оказываются мощным оружием воздействия на личное сознание и даже на подсознание. Вспоминается, как в 1990-е годы прошлого века одна далекая от веры женщина сказала: «Я иногда просто боюсь заглядывать в телевизор. Это настоящее окно в ад. Там уже не люди, а бесы кривляются и издеваются над людьми». Даже неверующие понимают, до какой степени сегодня искажается человеческое естество.
Когда какое-то явление становится нормой в массовом сознании, тогда оно представляется уже естественным, как бы сильно оно не расходилось с заповедями Божиими, с какой бы очевидностью оно не вступало в разрыв с совестью и разумом. Так плевелы, переплетаясь с ростками доброго семени, все заглушают. Это одна из самых страшных опасностей для человечества. Наступило время, о котором святые отцы говорили, что бесам уже нечего будет делать, потому что люди все будут делать сами.
Господь говорит, что мы не должны удалять плевелы, прежде чем наступит время жатвы, чтобы не повредить пшеницу. Там, где совершается сатанинское сеяние в сердцах человеческих, мы должны исполнять свою работу, Божие сеяние, помня о том, что Бог сильнее диавола. Это ни в коем случае не означает, что мы можем спокойно наблюдать, как сатана создает все новые и новые благоприятные условия для роста плевел и как он все более вытесняет пшеницу – так что уже как будто совсем ничего не прорастает на поле человеческой жизни. Наоборот, это означает, что мы должны противостоять врагу изо всех сил до тех пор, пока не наступит час тьмы, та ночь, когда уже никто ничего не сможет сделать, и человек спасется только призыванием Господа. Поэтому мы всегда должны быть воинами Христовыми.
В этот день Церковь напоминает нам о главном качестве христианина – пламенеющем неравнодушии ко лжи и истине. Мы должны воинствовать, сражаясь со всякой ложью и всяким злом. Каждый день нашей жизни – это новый день войны, той, которая когда-то началась на небесах и которая продолжается на земле. И каждый день мы должны повторять не одними устами: что общего между светом и тьмой, какое согласие у Бога с велиаром, что общего между храмами Божиими, которыми мы призваны быть, и идолами, в которых хотят превратить людей?
В таинстве крещения мы все названы воинами Христовыми. Все святые свидетельствуют, что только тот беспрепятственно входит на небо, кто несет на теле своем раны и ушибы, которые он приобрел на поле сражения, воюя за истину Христову. Только тот может достичь небес, где ангелы и все святые, кто по дару Христа уподобляется Христу – Тому, Кто на Страшном Суде и во веки веков будет показывать Свои раны, которые Он принял, воинствуя за жизнь человека в истине. Все святые во все времена вступают, сменяя одни других, в это сражение за правду Христову. И они нас зовут, чтобы мы не страшились этой войны, чтобы мы сражались до конца и готовы были умереть, держа в руках оружие, данное нам Христом: щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие и молитва Иисусова, поражающие супостатов. В этот праздник Господь напоминает нам, что бесы больше всего трепещут, когда Церковь земная вместе с ангелами воспевает: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». И когда она победно восклицает: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» знамением Честного и Животворящего Креста, в тайну которого желают проникнуть все ангелы и все святые и который дает крепость всем святым и всем ангелам, мы входим в эту победу.
Что бы ни происходило в нашем мире, как бы ни была темна окружающая нас ночь, мы призваны быть чадами света и видеть свет даже среди ада, в котором мы живем. Мы должны иметь глаза, которые способны не только плакать в покаянии, но видеть в самой тьме, различая приближение врага. Самое главное – видеть в этой тьме не только бесов, но прежде всего ангелов, святых и Самого Господа. И уже сейчас быть причастниками Его победы.
Просмотров (23)