Святой врач Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877-1961), где бы ни находился (а поездить ему пришлось немало), лечил взрослых и детей, а также заботился о верующих как священник: молился о них и вместе с ними, по возможности совершал богослужения. Иногда ему приходилось крестить младенцев в совсем не подходящих для того условиях, но он никогда не отказывался от совершения таинств. Служение святителя Луки людям было столь велико, что, несмотря на его открытую и активную церковную жизнь, он стал единственным священником, награжденным Сталинской премией. И большую часть премии он пожертвовал осиротевшим после войны детям. Он сам был отцом четверых детей, а потому ему понятны и близки тревоги родителей. Верующие считают святителя Луку ходатаем за детей перед Господом, особенно во время болезни ребенка.
По многочисленным свидетельствам верующих – причем не только в России, но и, например, в Греции, где его очень любят и почитают – святой всегда слышит просьбы об исцелении детей. Но, молясь святому Луке, не надо забывать и об адекватном и своевременном лечении – ведь именно благодаря соединению медицинской помощи и помощи Божьей происходили излечения пациентов великого хирурга и прославленного епископа.
Молиться об исцелении ребенка святителю Луке можно своими словами, можно и читая специально написанные молитвы святому.
![](http://nikola-sov.cerkov.ru/files/2023/01/5мат.jpg)
![](http://nikola-sov.cerkov.ru/files/2023/01/3We8kAlCU8c.jpg)
Святителю Луке можно молиться в любой день, когда это необходимо, в храме (как на богослужении, так и в другое время), дома или даже в дороге: читать канон или акафист, заказать молебен о здравии. Любая наша молитва к Богу и святым совершается от сердца, поэтому часто мы обращаемся кратко своими словами: “Святителю отче Луко, моли Бога о мне”. То есть помолись обо мне, о моем сыне или дочке, испроси у Господа здравия моим родным.
Почему мы молимся именно святителю Луке об исцелении? Потому что он был выдающимся хирургом, доктором медицинских наук. профессором хирургии, прекрасным не только теоретиком, но и практиком: верно ставил диагнозы и назначал, сам проводил лечение. К тому же из его жития мы знаем, что его родные и близкие, даже не получая медикаментозного лечения, просто обращались к нему в молитвах и исцеление происходило. Все это было совсем недавно: когда составлялось житие, записывали свидетельства очевидцев его жизни и чудес.
Что является обоснованием для прославления святого Церковью? Во-первых, его богоугодная жизнь, то есть жизнь как образец подвига предстояния Богу, подражания Христу — мученичеством, подвижничеством, искренней любовью к ближним и к Богу преданным сердцем. Во-вторых, чудеса и события особого порядка, которые происходили при жизни этого человека. Третье, это почитание после смерти, его заступничество по молитве.
Одно из самых известных исцелений произошло в 2001 году с мальчиком Назарием. Пятиклассник отдыхал у бабушки в Крыму и железной дверью размозжил себе 2 фаланги пальцев. Когда его привезли в больницу, врачи ампутировали эти фаланги, поскольку кости были раздроблены очень сильно. Пальцы обработали и зашили. Ребенок остался без пальцев, и перед ним встал вопрос: как теперь играть на инструменте (он занимался на фортепиано)? После возвращения из больницы он встретился с местным батюшкой, которого рукоположил еще святитель Лука. Так они узнали, что к святителю Луке можно обращаться в молитве, мальчик стал просить святого о помощи, чтобы вновь играть на инструменте. Врач, который вел послеоперационный период и делал перевязки, был поражен, когда через 3 недели после ампутации у мальчика отросли новые фаланги и на них выросли новые ногти. То есть пальцы “восстановились”, что видно на фотографиях. Это чудо поразило врача-атеиста, который не смог найти научное объяснение тому, что новые кости заново выросли у отрока, не младенца даже, и тем более ногти на них.
Святые часто сами не придают значение тем чудесам, которые происходят по их молитвам, потому что одна из особенностей святых — это смирение их перед Богом, душевная простота, которая предполагает четкое понимание, что чудо может совершить только Бог, а мы — лишь участники этого события. Святитель Лука написал удивительную книгу “Я полюбил страдание”, в которой он сам описал свою жизнь: там и детство, и обращение ко Христу во взрослом возрасте, и принятие священства в 1921 году. В книге рассказывается не только о 11 годах ссылок, но и о его врачебной практике — конкретных случаев помощи своим лечебным искусством детям, раненым. Это были операции как в больницах, так и далеких деревнях с минимальным набором медицинского оборудования. По своей скромности святитель Лука очень мало упоминал о чудесах и исцелениях людей, в которых он сам принимал участие. Но из жития, составленного на основании свидетельств очевидцев, мы видим, что исцелений было огромное число, особенно, когда он уже стал постоянно проживать в Крыму. Многие жители к нему приходили, он давал им советы, диагностировал заболевания, помогал сам или писал сопроводительные бумаги для обращения в больницы. Было много случаев, когда и операции становились не нужны, потому что святитель Лука молился о том, чтобы Господь дал здравие и люди исцелялись. Он неоднократно призывал священнослужителей епархии обращаться к нему в случае болезни. Однажды жена такого священника заболела очень сильно, но епископ запретил мужу давать ей лекарства или сообщать врачам. На третий день болезни сам навестил ее, лежащую в кровати, не способную встать. Он ничего не сделал, не дал никаких лекарств. Внимательно посмотрел, широким крестным знамением благословил ее и сказал, что теперь она пойдет на поправку. И ушел. Через несколько дней она была полностью здорова.
Сам я был в Симферополе дважды, приезжал к мощам святителя Луки, брал освященное масло и привозил домой. И конечно, когда болеют дети или мы с супругой, то с молитвой обращаемся к святителю Луке, мажем маслом лоб или больные места, молимся, читаем акафист или своими словами просим. Только тут важно понимать, что помогает на само масло, а Господь исцеляет, по молитве к Его святому.
Многие приходят приложиться к святыням, которые привозят в город. Этот вид паломничества все более популярен в городских условиях, как хорошая возможность прийти и помолиться. Любое паломничество предполагает некий духовный труд, чтобы человек мог посвятить себя молитве и общению с Богом. Мы знаем, как городская суета, житейские дела часто отвлекают от возможности помолиться. Раньше, когда человек совершал паломничество, то дорога к святыне или к святому, сам процесс следования к пункту назначения, был одной из главных составляющих молитвы: когда ты целиком свое время и силы, всего себя, отдаешь молитве о своей нужде. Когда же человек живет в городе, то следование к святыне, стояние в очереди к святыне — это тоже возможность посвятить несколько часов своей жизни этому делу, понести некий духовный труд, духовное упражнение. О чем еще думать, когда стоишь в очереди к мощам святого, как не о нем? Читаешь акафист, молишься своими словами. Несомненно, когда проходит время, понимаешь, что это было время, проведенное в молитве — а значит, с пользой для твоей души.
Канон святителю Луке
Акафист святителю Луке
Просмотров (622)