Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Научите детей молитве и просите молиться о вас

Навык молитвы для детей не менее важен, чем науки и эстетическое развитие, – считает  проповедник протоиерей Андрей Ткачёв. Почему нужно, чтобы дети молились о родителях и почему народная мудрость сравнивает детскую молитву с иерейской?

Священный навык

44554 - Прот. Андрей Ткачёв: «Научите детей молитве и просите молиться о вас!»«Мы учим детей наукам и искусствам, нанимаем преподавателей, учителей, по возможности отдаём их в спорт, желаем, чтобы они были всесторонне грамотны и образованы.

И есть одно занятие, священный навык, который тоже нужно преподать детям: это умение молиться.

В радости они будут знать, кого благодарить; в беде будут знать, у кого просить помощи, в тоске и унынии их души укрепятся. С детства нужно привить этот навык – обращаться к Богу. 

И вот как повод говорить об этом есть чудное стихотворение Ивана Никитина, призыв к молитве, оно называется «Молитва дитяти», часть из него мы прочтём:

Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.

Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов. 

Стихотворение продолжается дальше, а мы остановимся на этом.

Обязанность учить детей молитве лежит на отцах и матерях, на бабушках и дедушках, на священниках, ведущих церковные воскресные школы, на крестных родителях. 

Очень важно, что человек, молящийся с детства, подобен ангелу, грехов-то ещё как таковых нет, и кто имеет дома молящегося ребёнка, тот имеет дома молящегося ангела.

Некоторые мудрые люди  говорят, что молитва ребёнка сопоставима с молитвой праведного иерея, горячего ходатая у престола Божия. И вот его молитва сопоставима, в каком-то смысле равна невинной молитве маленького человечка. 

div60zt - Прот. Андрей Ткачёв: «Научите детей молитве и просите молиться о вас!»

Лучший молитвенник

Представьте себе, что вы имеете дома молящегося – нет, не каждый день, безусловно, часами, а умеющего призвать Господа верующее дитя, своё, родное. И вот, в болезнях, в ваших неприятностях по работе, в разного рода злоключениях вы смело можете не искать других молитвенников, а просить своего сына или дочь преклонить колени, помолиться Богу за вас.

Собственно, до некоторого возраста своих нужд у ребёнка как таковых ещё нет. Все, что он в жизни смыслит и чувствует, главное, что ему нужно – это близость матери и отца. Он чувствует себя одиноким и ненужным в мире, когда вас нет, он молится только за вас.

«Прости папу и маму, благослови папу и маму, помилуй папу и маму!» – и можно добавлять любое число домочадцев. Вот эта простая молитва, быть может, перевесит очень и очень многое на весах милосердия Божия. 

Частой ошибкой в обучении детей молитве является громоздкость и длительность молитв, которые дети заучивают наизусть. Часто детей изнуряют с детства благочестивые люди, приводя их на богослужение и заставляя их выстаивать целые службы.

Дитя ещё не вмещает умом всей красоты богослужения, у него просто ножки болят и дышать ему трудно, потому что в храме теснота, от свечей жар и прочее. Вот утомлять детей с детства не надо.

Нужно, чтобы с детства сохранилась  святая память о том, что храм – это хорошо, это дом Божий, а вот чувство усталости и напряжённости, страх того, что взрослые будут ругаться, если я буду крутиться – вот этого чувства из детства у них не должно оставаться.

И сами детские прошения должны быть очень просты: «Господи, благослови» – так мы даже можем говорить перед выходом из дома, например, на прогулку. Или «слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» – так мы можем говорить, поевши. Или «Господи, помилуй», ложась ко сну.

Вот такие простые призывания Бога должны быть в молитвенном арсенале ребёнка уже с первых его лет жизни на земле, то есть с двух-трёх лет, когда он начинает говорить и может принести свою словесную Богу жертву. Как говорит апостол Павел, «плод уст исповедующихся – Имя Его».

Говоря детям о Боге, нужно избегать тех вещей, которые впоследствии нужно будет во взрослом возрасте отбросить. Например, причащая ребёнка, не нужно говорить: «Идём, батюшка даст что-нибудь сладенькое», или там «идём, батюшка мёду с ложечки даст».

Нужно говорить ребёнку правду: идём причащаться Святых Тайн, он потом вырастит, поймёт и почувствует, но с детства он должен слышать правду. 

Или, говоря о Боге, нужно избегать внушать ребёнку представления о некоем дедушке или человекообразном существе, на облаках сидящем, кругом смотрящем и так далее – не надо.

Гораздо удобнее представлять Господа для детского ума, скажем, в образе воздуха, который не виден никому, но без которого невозможно жить, который близок к нам, необходим нам.

Нужно говорить с детьми о Боге в тех формах и образах, которые впоследствии во взрослом возрасте рушить не придётся, иначе крушение детской веры может быть для ребёнка крушением веры вообще. 

Важно, кстати, добавить, что многое из того, что взрослому нужно доказывать, ребёнок постигает так, как будто он всю жизнь это знал. Детские души очень впечатлительны и бывают по-своему прозорливы. То, что пугает или ставит в недоумение взрослых, иногда ребёнку ясно, как будто он всю жизнь это знал.

Потом постепенно, если этот навык привьётся человеку, и когда к его душе привьётся, даст Бог, это призывание «Господи, помилуй; благослови, Господи» и так далее, можно увеличивать число молитв, в числе которых пусть первым будет, например, тропарь тому святому, имя которого ребёнок носит.

Если это, скажем, Леночка – тропарь Константину и Елене; если это Коленька – тропарь Чудотворцу Николаю, это краткая молитвочка тому святому, с которым мы по имени связаны. Такие краткие молитвы как «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» очень легки для запоминания, дети их тоже быстро могут при необходимости впитать в себя и запомнить.

Конечно, потом дойдёт черед и до «Отче наш», но главное, что этим нужно заниматься. Нужно, чтобы ребёнок был сроднён с Господом с детских своих лет. Ведь не секрет, что воспитатели, которые ставят целью гармоническое воспитание личности, всегда говорят, что воспитание начинается ещё с внутриутробного развития.

Спрашивают, скажем: моему сыну, например, два года, можно ли уже начинать воспитывать? И хрестоматийные ответы: вы опоздали на два года, то есть уже давно нужно воспитывать. Вот это касается и вопросов веры.

Очень хорошо, когда мама, скажем, кормя ребёнка, воспитывая его ещё в тех нежных месяцах раннего младенчества, часто осеняет его крестным знамением, напевает ему на ушко что-нибудь святое, или шепчет имя Христово, или что-нибудь иное священное, так, чтобы подсознательно ребёнок окутывался атмосферой благодати из уст той, которая родила, любит, греет и кормит его.

Одним словом, молитвенное воспитание человека – это насколько драгоценная вещь, что не знаешь, с чем её можно сравнить.

Святой Тихон Задонский говорит о том, что если мы этого не будем делать, мы будем подобны человекоубийцам, мы будем похожи на людей, которые родили, одели и вытолкали детей взашей в холодный, неуютный, незнакомый мир без всякой защиты, без дорожной карты и без хлеба на дорогу. 

На этих людей похожи люди, не имеющие веры, путеводной звезды, и не умеющие призвать на помощь Того, Который всегда рядом. Поэтому призыв этот к молящемуся дитяти или к дитяти, которое хочет молиться, более обращён к нам, взрослым. Мы должны быть примером для детей, мы должны стараться потрудиться в этой области.

Быть может, ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберёт
И их в надзвёздную обитель
К престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!

Но если жизнь тебя измучит,
И ум, и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит –

Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обойми:
Ты примиришься с Небесами,
С самим собою и с людьми. 

Итак, дети, слышащие меня, потихонечку учитесь молиться. Взрослые, слышащие меня, потихонечку учите детей своих призывать Господа Бога».

Источник

ДЕТСКАЯ МОЛИТВА. Советы родителям.

Когда мы видим, что опыт молитвы уже начинает проявляться у ребенка, то должны чувствовать и охранять это молитвенное состояние. Именно охранять, мне хочется подчеркнуть это слово. Надо стараться не разрушить его каким-то вторжением, внести нечто искусственное, что-то навязать ребенку. Для взрослого человека молитвенное состояние ребенка всегда тайна, и эту тайну можно только наблюдать и внимательно к ней подходить.

Если ребенок смущается, то надо как-то его вдохновить — или внешним образом, или словом, или как-то иначе. Надо сделать все, чтобы молитва продолжалась, насколько это возможно для ребенка. Нельзя пойти на поводу его чувств или смутить его еще больше, чтобы от нашего вмешательства ему больше не захотелось молиться.

Мать и отец должны дать ребенку понять, что Богу очень приятно и радостно, когда он молится, когда вообще все люди молятся. Это должно постепенно войти в сознание ребенка.

Как призвать ребенка, чтобы он молился в Духе? Я думаю, не путем какой-то догматической беседы, это будет ему недоступно. Дух приходит ко внимающим. Значит, нужно знать Того, к Кому я обращаюсь, и обратить на Него внимание. Ребенку можно сказать:

— Ты сейчас разговариваешь со мной. Я слышу тебя. А когда ты говоришь с Богом, Он тоже все слышит, все понимает. Он тебя видит, как и я. А представь, что ты со мной разговариваешь, а я ухожу куда-нибудь, спиной поворачиваюсь. Тебе это понравится? Ты будешь со спиной разговаривать, не видя меня? Разговора не получится. Так и в молитве. Только при этом ты будешь разговаривать не со мной, а с Богом. Я тебя люблю, и Он тебя любит. Как ты мне говоришь, что тебе нужно, так и Ему скажи. Ему тоже хочется тебя послушать. Может быть, тебе хочется сказать Богу то, что ты не можешь сказать мне. Не потому, что ты хочешь что–то утаить или тебе стыдно.

Это важный момент: дети должны учиться ничего не утаивать.

Диалог человека с Богом — это то врожденное, что дано человеку. Бог всегда хочет общаться, Он не может без нас. Ребенок должен почувствовать, что не только ему нужно общаться с Богом, а что и Богу это нужно. Это очень сложный вопрос.

Вечером, когда заканчиваются все дела, чтобы подвигнуть ребенка, можно спросить:

— Что ты сейчас будешь делать?

Тот, кого уже приучили к молитве не периодически, от случая к случаю, а постоянно, он уже не может не сказать:

— Я буду разговаривать с Богом.

Он может даже не сказать: «молиться».

У Софьи Куломзиной в одной книге рассказывается, что мальчик встал, открыл окно и сказал:

— Спокойной ночи, Боженька!

И все, этого было достаточно.

архимандрит Виктор (Мамонтов)

Объяснение церковных молитв детям

Священник Константин Зелинский: лабиринты детской молитвы

См.также: Детская молитва — семинар для родителей

Просмотров (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *