Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Ад одиночества

 

1.jpeg

Одиночество – это, в сущности, история человечества. Когда Господь сотворил Адама, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18).

Здесь впервые упоминаются слова «один» и «одиночество». Одинокий человек – это раненый человек. Его чувства ранены. Он чувствует себя как будто наполовину, и, чтобы Адам не чувствовал себя одиноким, Господь создал ему вторую половинку.

Одинокий человек – это раненый человек

Вот почему, когда мы одиноки, мы чувствуем, что нам чего-то не хватает. Как говорят некоторые лингвисты, согласно богатому греческому языку, слово «человек» (греч. – ἄνθρωπος) произошло от слова «άνω θρώσκω» – «смотрю наверх», «смотрю на небо», «смотрю на Бога». Кто не смотрит на Бога, тот не человек. Почему? Потому что наш Бог не является тем, что некоторые иностранные богословы называют actus purus. Бог – это Личность. Бог – это общность личностей. Бог – это Святая Троица. И мы созданы по образу этой Троицы. Вот почему все люди являются Его образом, поэтому, когда рядом с нами никого нет, мы чувствуем, что потеряли Бога, словно Господь отрекся от нас. Мы чувствуем боль и страх. Вот почему, когда я встречаю людей всех уровней – от премьер-министра до фотографа, с которым я познакомился в Америке, – они даже в 80 лет все еще хотят жениться, чтобы не быть одинокими. Одиночество – это холод. Одиночество – это ад.

Однажды авва Макарий шел по пустыне, повествует патерик, и случайно ударил своим посохом один череп, который заговорил. Авва спросил его:

– Кто ты такой?

 Череп ответил, что он жрец, и добавил:

– Когда вы, христиане, молитесь, те, кто в аду, чувствуют небольшую помощь…

И спросил святой Макарий:

– Что хорошего ты чувствуешь?

Череп ответил:

– Когда ты молишься об усопших, мы поворачиваем голову и видим лицо друг друга.

Одна из величайших мук в аду и состоит в том, чтобы не видеть другого, не видеть его лица.

Одна из величайших мук в аду – не видеть другого

Если мы посвятим себя Богу, Христу, то у нас все будет. Христос не только Бог, Он и Богочеловек. Одновременно Он Бог и человек. Вот почему в каждом человеке мы видим не только образ Божий, но и образ Христа. Мы видим Самого Христа. Святой Антоний говорит: «Ты сделал что-то хорошее своему брату? Ты завоевал Христа. Ты сделал что-то плохое своему брату? Ты согрешил против Христа». А не против человека. Вот почему издавна существует одна и та же мысль, которую часто повторял мой старец: «Видел ли ты своего брата? Ты видел Господа Бога твоего».2.JPG

Когда умирает друг или спутник жизни, нам больно и страшно, словно мы потеряли не просто человеческое присутствие, а нечто гораздо большее… Мы чувствуем, что потеряли часть своей жизни.

– А отшельники, – может кто-то возразить, – как они умудряются одни жить?

Это неправда. Никто совсем сам не живет. Тот, кто это делает, – или дикарь, или дьявол. Я сейчас вспоминаю, что нам рассказывал отец Ефрем Катунакский.

Он подвизался на крутых скалах и находился там долгое время, чтобы насладиться тишиной и покоем с Богом.

– И пришло время, – рассказывал он нам, – когда я почувствовал такую ​​печаль, такое отчаяние, такое одиночество… Вокруг меня никого не было… И я подошел к краю скалы: там очень высоко, а внизу река. А я стоял, подперев подбородок рукой, и ждал, когда внизу по реке проплывет лодка, чтобы увидеть на ней людей!

Это слова великого святого, одиночество святого. Мы видим Бога через другого человека. Человек не создан для того, чтобы быть одиноким…

Особенно в трудные моменты жизни нам необходимо, чтобы кто-то был рядом…

Когда нас окружает много людей, это не означает, что мы привязаны к ним. Многие знают, какое одиночество, бывает, испытываешь во время больших праздников. Одиночество – это не только когда ты один.

Однажды кто-то сказал мне, что у него был друг, который говорил: «Нет ничего хуже, чем быть одиноким в толпе». Находиться среди многих людей и быть одиноким. В возрасте 25 лет он наложил на себя руки…3.JPG

Присутствие людей возле нас не уменьшает наше одиночество, а иногда и увеличивает его и заставляет чувствовать себя не просто одиноким, но и отчужденным от человека, находящегося рядом с тобой. Есть реклама, которая советует, как нам перестать быть одинокими, как нам объединиться. Что говорится в этой рекламе? «Золото нас объединяет». «Сделайте своей девушке подарок, и она – ваша, и вы ее завоевали». «Подарите кому-то золотые часы, золотую ручку, и он вас сразу полюбит». В рекламе говорится: «Золото нас объединяет». А мы всегда говорим:

– Христос нас объединяет, мы найдем своих людей.

Мы думаем, что их не существует. Но подумали ли мы о том, что, может быть, не другие люди, а мы сами виноваты в том, что мы одиноки? И не подумали ли о том, что, может быть, мы сами являемся причиной того, что другой человек часто отдаляется от нас? Мы беспокоимся только о том, что мы одиноки.

Но, может быть, есть люди, которым необходима наша компания, которым необходима наша дружба. В Ветхом Завете есть случай: одна демоническая женщина, царица, обладающая властью, убила всех Божиих священников. А святой пророк Илия спрятался в одной пещере, где переживал боль и страдание. И он сказал Богу:

– Все убиты, и только я один остался…

Он сказал красивую фразу: «Остался я один» (3 Цар. 19: 10). Один, один, один… И Бог сказал ему: «Кто тебе сказал, что ты один? У меня есть еще тысячи таких же, как ты, которые тоже скрылись».

Как их найти? Как найти всех тех, кто любит нас? Как нам найти тех, которых мы будем любить, которые живут на этой земле? Как мы хотим найти человека, так и другой человек хочет. Это можно сделать только через здоровые отношения с Церковью и таинствами Церкви Христовой, потому что наши отношения с Церковью не всегда правильные. Вот почему мы все еще с этим мучаемся. Давайте приступим ко святым таинствам. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56), – говорит Христос. Ветвь, находящаяся на лозе, живая, имеет листья, приносит плоды… Когда ее отрезают, она засыхает и должна быть брошена в огонь. Мы становимся едиными в Теле Христовом. И даже если мы не видимся с другими людьми, мы никогда не будем чувствовать себя одинокими.

Типичны случаи с умершими людьми, которых мы не видим, а они нас видят. Мы не слышим их, но они слышат нас. Мы можем забыть их, но они помнят нас. Почему? Потому что любовь не прерывается даже после смерти человека. В Церкви Христовой, в любви Божией мы никогда не одиноки и никогда не будем чувствовать себя одинокими…4.JPG

…любовь не прерывается даже после смерти человека. Духовный контакт не заканчивается даже после смерти человека. Христианин никогда не бывает одиноким, когда живет церковной жизнью. Но не тогда, когда он ленится и ждет, когда Церковь и Христос совершат Свои чудеса, чтобы ему самому не устать. Не надо ожидать от Церкви того, чего не делаем для себя.

Мы будем делать то, что должны сделать, а Господь сделает то, что мы не можем сделать. Вот почему одиночество – это нечто чуждое христианину, когда христианин – истинный христианин. Только со святыми таинствами, со смирением, только тогда мы станем живыми членами Христа, а не когда мы одной ногой с Христом, а другой – с мирскими желаниями. Мы не говорим о духовной борьбе, которую мы должны вести, и о падениях, которые нам предстоит пережить. Мы говорим о том, когда человек что-то решил и говорит: «Мы тоже люди. Почему я не могу наслаждаться тем, тем и тем?». 5.JPG

Но это, это и это не должно быть за счет того, чего хочет от вас Христос. Поэтому если мы смиренны, то никогда не будем одинокими… Только тогда мы услышим то, что говорит Христос: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14: 18). «Я никогда не оставлю вас сиротами, вы никогда не будете одинокими. И никогда не будете одинокими в Церкви»…

«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей…» (Евр. 12: 1) – говорит апостол Павел. Мы в облаке мучеников, святых, друзей. Мы в объятиях Пресвятой Богородицы. Мы в объятиях Христа… Мы не одиноки… Проблема в том, что мы внушаем себе, что мы одиноки. И как говорит святой Иоанн Златоуст: «Если мы забываем о том, что мы Его дети, то, к счастью, Господь никогда не забывает о том, что Он наш Отец».

Он никогда не забывает про нас… Я хочу, чтобы мы чувствовали эту близость и в будущем. Если то, что сейчас я вам говорю, не так, то что вы будете делать в загробной жизни?

Один батюшка мне рассказывал, что он переживал трудный период и достиг предела своих возможностей:

– Я видел перед собой Пресвятую Богородицу.

Ему потребовалось несколько дней, чтобы рассказать мне этот случай в подробностях.

– В видении? – спросил я.

– Видение?! – произнес он. – Она стояла перед этим столом и держала Христа на руках.6.JPG

Не буду рассказывать, о чем они говорили, но он сказал мне:

– Как только Она посмотрела на меня, я сразу понял, что Пресвятая Богородица была со мной всю мою жизнь, наблюдала за мной. Я сразу понял, что Она не пропустила ничего из того, что я пережил: ни одной скорби, ни одного вздоха, ни одного крика. Она все знала.

Я надеюсь, что мы все сможем достичь этого уровня. Ведь знаете, что говорит преподобный Симеон Новый Богослов? Что-то удивительное… «Пусть никто не заблуждается, что увидит Христа в следующей жизни, если не увидит Его в этой жизни». Что ж, отныне мы Его увидим. Подготовимся под епитрахилью священника, внутри прихода. Но не одни… Вот почему епископ Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». Так мы будем спасены: оставаясь живыми в живом Теле Христа. Да хранит вас Пресвятая Богородица. Не забывайте о нас в ваших молитвах. Помолитесь о нас с четками: «Господи Иисусе Христе, помилуй старца Никона и его дружину». Я не хочу многого, только одну четку… Нам всем необходимы молитвы…

публикация полностью в источнике —  Игумен Никон Афонский

Просмотров (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *