Любому родителю свойственно в определенных ситуациях волноваться за детей. Это нормальное чувство, и это не тревожность. А что же такое настоящая тревожность, откуда она берется, какие проблемы создает и взрослым, и детям, и, главное, что с ней делать?
Рассказывает психолог Александр Ткаченко.
Что испытывала в этой истории мама? Тревогу? Нет, это нормальное родительское беспокойство, которое прекратилось сразу же, как только ребенок вернулся. А вот тревога — это нечто совсем иное. В точно такой же ситуации мама с высокой тревожностью испытывала бы гораздо более сильные чувства — причем, скорее всего, старалась бы не проявлять их, делая вид, что все нормально. Но ее распирало бы от них изнутри, ее, возможно, трясло бы, ей стало бы трудно дышать, повысилось бы давление… Ну а после того, как ребенок вернулся, она бы успокоилась совсем ненадолго. Вскоре нашелся бы новый повод для таких же тяжелых переживаний. И вот это уже совсем не норма.
Некий побудительный импульс, который никак не может выйти наружу, сидит внутри как заноза и не дает нормально жить. И это, повторюсь, касается не только психики, но и тела, потому что такое возбуждение в норме является реакцией на какую-то внешнюю угрозу. Например, когда на нас кто-то нападает, организм получает от психики команду срочно выработать гормоны, которые временно сделают нас сильнее, быстрее, точнее в движениях. Это помогло бы убежать от врага или победить его… но в случае с тревожностью никакого врага нет, бежать никуда не надо, вообще непонятно, что нужно делать. И тогда такой всплеск гормонов становится не просто бесполезным, а вредным, поскольку вместо активации мышц, отвечающих за бегство или отпор врагу, вызывает спазм сосудов, бронхов, желудка и других внутренних органов…
Как возникает тревожность
Тревожность формируется еще в детстве, иногда настолько в раннем, что трудно в это поверить. И тем не менее это так. Не бывает такого, что в детстве ее не было, а во взрослом возрасте она вдруг появилась. Причин тут может быть несколько.
А что происходит с ребенком, если, например, мама решила сделать аборт? Он же это ее намерение тоже считывает — хотя бы через изменение ее гормонального фона. Для ребенка это ужас, это катастрофа: в ситуации смертельной угрозы ему никак не спастись, он не может убежать, не может защититься. Потом мама по тем или иным причинам отказывается от своего намерения, и ребенок все же рождается. Но еще в материнской утробе он пережил мощнейший стресс, из-за которого у него возникает базовое недоверие к миру. Он неосознанно ждет опасность откуда угодно. Живет с постоянным ощущением нависающей над ним беды. Вот так и возникает нервное возбуждение, не имеющее выхода в виде действий. Так формируется тревожность.
Пренатальная травма может иметь и другие причины. Это, например, сильный стресс, который мама испытывает в связи с разными тяжелыми жизненными обстоятельствами. Ее эмоциональное состояние передается и ребенку, он тоже ощущает страх, ощущает угрозу и опять же — не может ничего с нею поделать…
Впрочем, в формировании тревожности зачастую имеют место обе эти причины. Ну в самом деле — если, вынашивая ребенка, женщина вела нездоровый образ жизни, если собиралась от него избавиться, то наивно полагать, будто сразу после родов ее жизнь чудесным образом переменится. Поэтому к последствиям внутриутробной травмы добавляется еще и воздействие на ребенка семейного неблагополучия…
Как родительская тревожность влияет на детей
У ребенка появляется чувство вины, уныние, раздражение и злость…
Я уже говорил, что если человек страдает тревожностью, то это проявляется в самых разных сферах — не только в отношении к детям. Поэтому ребенок, чьи родители тревожны, постоянно сталкивается с их страхами по разным поводам. «Меня уволят с работы, и у нас не будет денег, мы умрем с голода!», «Нас выселят из квартиры, мы станем бездомными, мы будем мерзнуть на улице!», «Я заболею раком и умру в мучениях!», «Нас ограбят и убьют бандиты!», «Наш дом взорвут!» Ребенок все это слышит, и у него недостаточно ума, знаний и жизненного опыта, чтобы воспринимать такие высказывания критически. Он верит, что все, сказанное родителями, — правда, и тоже начинает бояться. Причем речь идет именно о таких угрозах, которые ему абсолютно невозможно предотвратить. А значит, вызванное страхом возбуждение не может найти выхода в его действиях. И тогда появляется тревожность. Это еще один вариант ее возникновения в детстве, помимо семейных скандалов, пьянства и прочего социального неблагополучия. То есть может быть и так, что никто не пьет, не бьет, не орет, не обижает, а все равно в семье созданы условия для формирования тревожности у ребенка. Так, однажды полученная родителем травма может транслироваться в следующие поколения.
Но ребенок может и по-другому реагировать на родительскую тревожность. Например — неосознанно протестовать против такого вот ее подспудного навязывания в семье. Есть такое понятие — гиперкомпенсация. Это когда человек, пытаясь преодолеть навязываемый ему сценарий, перегибает палку в другую сторону. Иногда очень сильно перегибает.
Я бы отнес сюда все экстремальные виды спорта, сопряженные с высоким риском для жизни и здоровья, — прыжки с тарзанки, бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов — зданий, скал, промышленных сооружений), паркур, руферство (когда едут снаружи поезда, зацепившись за что-нибудь). Я не знаю, проводились ли с такими людьми исследования на предмет тревожности их родителей, но предполагаю, что такое поведение — это как раз попытка сломать родительскую модель мировосприятия, победить ту самую тревожность, которой они напитались в родительской семье. Как говорят в народе, клин клином вышибают…
Попытки самостоятельно справиться с тревожностью
Тревожность — это тяжелое состояние, люди от него по-настоящему страдают. Это не беспокойство по конкретному поводу (когда ситуация так или иначе разрешилась — и беспокойство прошло). Человек с тревожностью нервничает постоянно, его переживания проявляются и в соматике (то есть в болезнях организма). Естественно, человек ощущает свое неблагополучие и интуитивно пытается с этим как-то справиться (не понимая, что именно с ним происходит и не обращаясь к специалистам).
Как в советском мультике Карлсон, притворившись больным, говорил Малышу: «Ты должен стать мне родной матерью!»
Если мы говорим про тревожных родителей, то от них дети часто слышат: «Как ты мог так поступить, ты же знаешь, как я волнуюсь, как я тревожусь за тебя!» То же самое может звучать и в адрес супруга, друзей, коллег по работе. Вместо того чтобы решать свою психологическую проблему, человек требует от окружающих, чтобы они эту проблему стали обслуживать, учитывать, изменять под нее свое поведение. Так тревожность превращается в инструмент манипуляции.
Что же делать с тревожностью?
Тревожность — не приговор. В современной психотерапии есть эффективные методы, позволяющие не просто снизить ее уровень, но даже избавиться от нее навсегда. Поэтому если человек страдает тревожностью, ему есть прямой резон обратиться к специалисту…
Конечно, можно вместо обращения к психологу заниматься самодиагностикой и самолечением. Например, в Сети есть огромное количество психологических тестов, позволяющих определить свой уровень тревожности. Но ведь человек с тревожностью и без них прекрасно знает, какая у него проблема. Повторюсь: тревожность — это тяжелое, мучительное состояние, оно отравляет жизнь. Ее невозможно не заметить…
Тут, конечно, мне могут сказать: ну ладно, убедили, к психологу так к психологу, это стратегическое решение. Но вот что делать прямо сейчас, если мучаешься от тревожности, а психолога рядом нет? Какие есть способы снять накопившееся напряжение?
Да, способы есть, они широко известны, в Интернете можно найти множество рекомендаций — и как дышать, и как в уме считать, и что себе воображать при этом. Но я не хотел бы давать здесь конкретные советы. Потому что люди все разные, причины тревожности у каждого — свои, а универсальных инструментов не существует. Метод, который подойдет одному, не подойдет другому. Для меня это примерно то же самое, как вопрос: «Какие таблетки нужно пить от головной боли?» Как тут ответишь всем и сразу? Такие «тактические» рекомендации, на мой взгляд, может давать только психолог, работающий с конкретным человеком и выяснивший причины его проблем.
Скажу лишь, что дорогу осилит идущий. И если у человека появилась решимость избавиться от тревожности, он в итоге найдет и ресурсы, и специалиста. Ну а если решимости нет, но есть хотя бы желание, тогда можно просить Господа в молитве, чтобы Он послал такую решимость, укрепил душу, послал людей, которые помогут. По личному опыту знаю, что такая молитва не останется у Бога без ответа.
Просмотров (14)