В разгаре июнь, летний сезон отпусков и школьных каникул. Даже у самых воцерковленных христиан в этот период времени и в данной ситуации возникают искушения. Связаны они с тем, что довольно сложно выполнять все уставные и богослужебные предписания Православной Церкви в рекреационное время, когда среднестатистический гражданин посвящает себя отдыху и восстановлению сил после тяжелого трудового года.
Большинству православных христианин хорошо известно происхождение нашего богослужебного устава – монастырское. Любой монашествующий связан Уставом или Типиконом, он живет не только в стенах святой обители (сакральное пространство), но и в пределах особого богослужебного календаря (сакральное время). Весь монастырский распорядок, своего рода трудовой и молитвенный режим монашествующих, ориентирован на календарный цикл богослужений, который, в свою очередь, в рамках различных служб и чинопоследований отражает евангельскую и церковную историю. Таким образом, монастырский устав чрезвычайно последователен и логичен, так как полностью соотносится с целями монашеского жития. Очень важная деталь практически любого монастырского устава – это отсутствие свободного времени как такового.
Монашествующий – часть общины, стремящейся через соблюдение фундаментальных обетов в Царство Небесное. Совершенно очевидно, что на этом пути любого подвижника будут встречаться множество барьеров, соблазнов, искушений, нравственных дилемм. Но все эти «терния и волчцы» будут уже связаны с личностными возможностями, силами, достоинствами каждого христианина.
Да, у любого монашествующего могут возникать и возникают искушения возвращения в мирскую жизнь или обретения семьи. Да, также могут преследовать сомнения в определенных догматах или нравственных императивах родной веры. Это – естественный процесс взросления и укрепления веры для каждого христианина без исключения. Однако логичным ли будет ропот монашествующего в отношении монастырского устава, если он взял на себя серьезный обет послушания и идет по сложному пути.
Тяжелый монастырский устав как раз и предполагает преодоление этих многочисленных трудностей через насыщенные богослужения и детальный поведенческий регламент жизни в обители.
Но с мирскими людьми, обыкновенными воцерковленными христианами, дело обстоит совершенно не так. В действительности, это гигантская этическая и дисциплинарная проблема: как совместить, с одной стороны, мирскую жизнь с 40-часовой работой, семейными обязательствами, социальной жизнью, социально-политической ролью, светскими хобби и интересами, а с другой – со строгими предписаниями Типикона? Здесь сталкиваются два вида долга, социального долженствования: долг семьянина-гражданина-профессионала и долг воцерковленного христианина.
Конечно же, достойны тихого восхищения те семьи, которые соблюдают предписания православного Устава безболезненно для сторонних обязательств и интересов, не задевая чувства домашних. Но в большинстве случаев происходит, что называется, «конфликт интересов», причем ввиду самых разных факторов (воцерковленность одного члена семьи, невозможность следовать Уставу по причине социальной загруженности или заболеваний и пр.).
Вопрос в отношении соблюдения Петрова поста в период летних отпусков на самом деле является лишь яркой иллюстрацией этой глобальной проблемы. Она заключается не в исполнении или неисполнении многодневного поста, а в том, как соблюсти в точности этот пост вне стен святой обители, где он органично встроен в монастырский повседневный быт и соотносится с богослужебным циклом. Достаточно просто данная коллизия решалась в православной Российской империи, где интересы греко-восточной Церкви защищались на законодательном уровне и социальная жизнь во многом регулировалась предписаниями православного христианства. Но что делать светским гражданам в светском государстве?
Если мы обратимся к популярным пастырским ответам в пределах православного рунета в отношении данной проблемы, мы заметим, что они в основном заключаются во вдохновляющей «накачке», мотивирующих речах относительно бескомпромиссного следования предписаниям Типикона. Пытаясь быть универсальными, они чаще всего перестают быть работающими в конкретных случаях. Более того, подобные мотивирующие советы очень хороши для монашествующих со слабой волей, утративших силы к борьбе, растерявших мотивацию. Но, к сожалению, они мало помогают в том случае, когда сталкиваются два разных стиля жизни: строгие монастырские предписания монастырской жизни, подчиненные богослужебному году и уставу обители, и правила мирской жизни, регулирующиеся трудовыми, образовательными, семейными циклами. Не замечать эти вещи нельзя, они – на виду.
В действительности, решений этой проблемы множество. К примеру, в православной Греции существует приходской устав, существенным образом отличающийся от классического монастырского, по сути, облегчая тяготы мирян. Кстати, на знаменитом Поместном Соборе 1917–1918 гг. рассматривались схожие решения. Это была попытка преодоления проблемы на «высоком» структурном уровне.
В наших широтах несколько иная ситуация, каких-то глобальных изменений в литургическом и дисциплинарном уставе не предвидится. Однако все же существует решение на интуитивном, индивидуальном уровне.
Когда мы приступаем к духовнику за определенным советом практического характера (как поститься в случае болезни? что готовить, когда супруг – неверующий? и пр.), мы в этом смысле на уровне конкретных дилемм и коллизий нравственного или дисциплинарного характера тоже пытаемся решить вышеописанную проблему. Так получилось, что у современных русских православных христиан залогом лучшего решения в отношении исполнения уставных предписаний является именно совет (рекомендация) приходского духовника. Поэтому, дорогие друзья, не ждите универсальных советов из печатных сборников и сетевых «пабликов», далеко не всегда они подойдут вам и вашей ситуации, приступайте чаще к духовной рекомендации вашего наставника, знакомого с вами, поступайте по зову совести, и тогда Вы с честью и достоинством сможете преодолеть все те фундаментальные коллизии, которые связаны с совмещением монастырских предписаний с мирской жизнью.
Приятного Богу Петрова поста.
См.также:
- Неделя 3-я по Пятидесятнице, Петров пост
- Петров (Апостольский) Пост
- Как правильно провести Петров пост?
- Апостольский пост. Почему мы постимся до дня Петра и Павла?
- Протоиерей Андрей Ткачев об Апостольском посте
- Как объяснить детям, зачем нужен пост?
- Почему на Руси все соблюдали пост
- Петров пост «полегче»? Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
Просмотров (11)