Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Господь в нашей жизни

 

В суете быстротекущих дней бывает так, что даже самые воцерковленные и преданные Церкви люди могут терять нить связи со Христом. Богослужения, таинства, молитва и мирянам, и священноначалию могут порой приедаться, ведь, как известно, человек восприимчив ко всему новому, бывая непостоянно горяч сердцем к тому, что давно знакомо.

Конечно, ни в коем случае нельзя говорить такое про всех: есть люди сродни апостолу Петру, отличающиеся пылким нравом и горящим сердцем. Даже усомнившись в чем-то, охладев к поступкам праведным, они, в силу своего характера, быстро встают потом на путь правый, старательно ища в душе Бога, и чувствуют себя не на своем месте, пока не найдут Его.

Стремление снова и снова испытывать трепет благоговения и страха перед Небесным Отцом, которое следует за нами с райских времен, когда Адам был полностью открыт и чист перед Богом, многим непонятно и кажется своего рода «каторжным трудом». Так было и во времена Иисуса, Он предупреждает нас в Евангелии: «Если бы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19). Желание единения со Всевышним для человека естественно и легко, как, например, желание ребенка получить нежность матери, с которой он, особенно во младенчестве, ощущает и мыслит себя одним целым, а научившись ползать, вставать на ножки и ходить, обнаруживает, что он – уже отдельный человек. Удивительно, но если рассмотреть эти взаимоотношения как пример, становится понятна степень нужды человека в Боге и величина отдаленности, коей способствуют совершаемые им грехи.

Фото 2 - 2024-11-14T232324.545.Jpg
Я. Брейгель (Мл). «Адам и Ева в Раю», XVII в.

Наверное, все замечали, как при благочестивой жизни, когда мы чутки еще к зарождению желаний и мыслей, отсекаем злые помыслы и стараемся жить праведно, так заметно проявляется просимое, бывает меньше скорбей, они легче сносятся, трактуясь нами как будущие венцы, и «свет не гаснет в темном тоннеле». Нам хочется благодарить без повода, мы чаще невольно вспоминаем Бога в делах даже повседневных, общественных местах, не стесняемся говорить о вере, тем самым ощущая свое бытие ведомым Его произволением. Именно так чувствовал себя Адам, ведь чистота сердца и добровольная тяга к добру делали его неприступным для тьмы и всего того, что чуждо Самому Создателю.

Находясь же в духовном и физическом сознательном отдалении от Бога, все труднее встать на молитву, увидеть верный путь и поступить по-христиански

Отрицание же Бога, борьба с Ним, бесспорно, заметно разграничивают людей уже при жизни, ведь Господь не терпит насилия и, придя в мир, дал людям свободную волю, что так ярко указывает на Его всеобъемлющую любовь к нам. Даже на Страшном суде, мы знаем, осудит человека не Вседержитель, а наши собственные дела.

Достоверные знания о существовании Бога в современном мире могут дать люди, имеющие постоянное общение с Ним. Они способны описать Его присутствие не только словами, но и ответить на вопрос: как Он действует в их жизни, как заметить Его руку в решении многочисленных дел, в перенесении страданий, лишений и несчастий? Ведь так много написано книг, так необъятно славятся чудеса Божии, явленные миру и до сих пор совершающиеся через веру в Него.

«Я, например, вот не верю, что Бог существует, я знаю, что Он существует, потому что на протяжении нескольких десятилетий я ежедневно имею общение с Ним. Если же я удалюсь от Бога, перестану обращаться к Нему, перестану благодарить Его, то через какое-то время мне может показаться, что Его действительно нет. Потому что Бог очень тактичен, и Он даже как бы не существует для огромного количества людей, которые отказываются верить в Его существование. Если мы с Богом не имеем общения, прячемся, как Адам в райском саду, то Его и не существует совсем. Главное доказательство существования Бога – это наше с Ним постоянное общение. Потому что, поверьте, если вы вступите в это общение, если вы всерьез будете в него погружены, то получите величайшего Собеседника. И вы увидите существование Бога явно, чудесно и очевидно, ежедневно и постоянно», – убежден известный священник, протоиерей Григорий Рощин.

Перекликаются с этой темой слова митрополита Симферопольского и Крымского Тихона (Шевкунова) о жизни со Христом, а также Его Промысле в программе «Лица Церкви»:  

«Когда придет минута уныния, отчаяния, вспомните, сколько раз Господь конкретно в вашей жизни являл Свою любовь, милость, Промысл?..»

Задаваясь такими вопросами о смыслах, о высших смыслах, Господь постепенно приведет Сам к познанию Себя: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс. 68: 33)».

«Как только я побывал в монастыре, – рассказывает митрополит Тихон о первом посещении Псково-Печерской обители, – увидел этот поразительный мир, увидел тех, на ком был великий, прекрасный, ни с чем несравнимый отблеск Бога, отблеск высшего небесного мира, – а тогда там было много таких духовников, «старцев», как мы их называем (отец Иоанн (Крестьянкин), отец Серафим и многие другие), – то это, конечно, произвело на душу особенное впечатление. И это было совершенно естественно: я просто остался там, и все.

Процесс познания воли Божией – всежизненный труд человека. Иногда нам требуется утешение, а утешить – это значит дать силы. Вот то, в чем был просто совершенен отец Иоанн. Он всегда был удивительно радостным, духовно радостным человеком. Спокойным, мирным тружеником, который прилагал все силы для того, чтобы пришедший к нему человек получил максимальную духовную, молитвенную пользу, совет. Трудился, вот по-настоящему трудился, несмотря на свои годы, и в 70, и в 80, и в 90, и в 95 лет, представляете? И он оставался удивительно юным. Когда ему исполнилось 90 лет, и мы скромно праздновали у него в келье, пили чай, он меня отвел и сказал: «Ты знаешь, мне 90 лет, но я ведь ощущаю, что мне 22 года!»

И это было действительно так – душа его была абсолютно юной. Дух творит себе формы. Его отношение к людям, его отношение к Богу, его вера, его жизнеутверждение, вера в Промысл Божий – все было совершенно поразительным, не вымученным, а искренне живым примером, который давал силу к жизни. Было самое главное, и его нельзя упускать, – общность, единство, мир, и от этого счастье. «Я есмь путь, и истина, и жизнь» – звучат слова Господа (Ин. 14: 6).

Человек, предоставленный своим страстям, становится упрямым, жестким, жестоким, и привести его в Царствие Небесное – это, конечно, искусство из искусств. Зачастую когда сам он этого не хочет, он не понимает своего блага, насильно, через колено, человека не сломать: Господь не даст, Сам Господь не даст! Потому что нарушать свободу человека – это не по-Божески», – уверенно говорит владыка.

Если подумать, то действительно, 

как Бог может что-то навязывать, тем более Себя, ломать установки того, кого Он любит?

Фото 3 (10).jpegВедь любовь – всегда про свободу, она не терпит насилия. И как возможно приобрести человеку опыт и ум, если делать все за него и лишить его всякого труда и усилий? Мы знаем, что мудрость происходит из опыта, а опыт приобретается на ошибках. Совершая их, человек учится и исправляется, нельзя лишь отчаиваться, и даже после самых сильных падений, будь то в монастыре или в миру, непоколебимо вставать, уповая на Промысл, любовь и милосердие Божие о каждом.

Любя и доверяя, Господь не хочет видеть человека ведомым и лишенным выбора, а значит, не считает нас рабами, но, напротив, равными Себе по образу и подобию еще со времен сотворения мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 26–27). В Псалтири царя Давида также очень точно описана наша сущность: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81: 6).

Отец Иоанн (Крестьянкин) в своих проповедях часто говорил очень важные слова, своего рода правило, не дающее потерять Бога: «Вернитесь ко Христу», то есть покайтесь, следуйте за Ним вновь. По рассказам владыки Тихона, в жизни старца было много радости: и в детстве, и в служении священником, и в монастыре, но самые счастливые годы прошли в тюрьме, потому что Бог был как никогда рядом…

Просмотров (15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *