
Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!
Эта икона отразила в себе глубокую детскую веру в Богоматерь преподобного Оптинского старца Амвросия – великого русского праведника, жившего в XIX веке и канонизированного Русской Православной Церковью в 1988 году. Старец Амвросий не пропускал ни одного Богородичного праздника, совершая у себя в келии бдения перед иконой Богоматери.
История создания иконы «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь преподобный завершил 10 (23) октября 1891 года в Казанском Шамординском женском монастыре, им основанном и находящемся недалеко от Оптиной пустыни.
Замысел написания иконы «Спорительница хлебов» возник, когда старец Амвросий подолгу жил в Шамординской обители, устроенной им для обездоленных женщин и девушек.
Созерцая долину с хлебным полем, преподобный Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве
Старец сделал эскиз иконы, в основу которой был положен любимый им шамординский пейзаж с образом Богоматери над ним.
Преподобный Амвросий хотел создать такой образ Богоматери, через который Она оказывала бы Свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно необходимо в голодный для Калужской губернии 1890 год.
В начале лета 1889 года старец Амвросий заказал особый список с иконы Всех святых Болховского Богородично-Всесвятского женского монастыря. Список был готов к февралю 1890 года и доставлен старцу в скит Оптиной пустыни.
Документальное свидетельство касается повода написания иконы и принадлежит иеромонаху Ерасту (Вытропскому; 1829–1913), письмоводителю старца Амвросия, впоследствии составившему «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита» (1902). Он указывает следующий повод написания иконы: «Житель северной губернии, в первый раз в жизни увидев черноземные хлебные поля, поражен был видом беспредельного, как море, пространства, волнообразного, наполненного сжатыми снопами хлеба.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов», написанная по благословению о. Амвросия

В уме зрителя явился вопрос: чем же народное религиозное сознание выразило свою благодарность за тучное поле к Промыслу и в особенности к Покровительнице рода христианского Пресвятой Деве Богоматери? Есть икона Покрова, но ее происхождение византийское и идея ее – избавление от всякого зла. Между тем каждая русская крестьянка-хозяйка постоянно молится о том, чтобы была скорость в хлебе. С этими мыслями в октябре 1889 года прибыл он к старцу и по окончании рассказа только что хотел было добавить старцу о своих дорожных впечатлениях, старец предупредил его вопросом: «У меня многие просят икону Божией Матери на благословение. Как ты думаешь, какую бы написать, Покров, что ли?» Пересказав старцу свои впечатления, этот северянин напомнил, что в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов. «Да, такой нет, – сказал старец. – Можно бы изобразить Божию Матерь в облаках, благословляющую снопы в полях. А название этой иконе можно бы придать «Спорительница хлебов»».
На иконе, привезенной из Болховского монастыря, Владычица мира была изображена сидящей на облаках, а внизу – сжатое поле.
Старец Амвросий дал образу знаменательное имя, указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах по снисканию хлеба насущного
Старец сам молился перед этой иконой и учил молиться перед ней своих духовных дочерей – монахинь Казанской общины будущего Шамординского монастыря. В последний год своей жизни он раздавал и рассылал литографии образа «Спорительница хлебов» своим почитателям из мирян.
Перед смертью преподобного Амвросия сестры в его келье пели акафист с особым припевом, составленным святым старцем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!».
Отец Амвросий благословил совершать празднование иконе 15 октября – в тот самый день, когда почившего 10 октября старца опустили в могилу. Этим совпадением он словно указал своим духовным детям, на Кого их оставил.Первым чудом, происшедшим от этой иконы, было то, что когда 1891 году в России настал голод и вокруг Калужской епархии страдали пораженные недородом местности, в пределах Калуги и на шамординских полях хлеб родился.
Уже по кончине старца, летом 1892 года, Иваном Федоровичем Черепановым икона «Спорительница хлебов» была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха и грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились.
Нетрадиционная иконография
Икона «Спорительница хлебов» за непродолжительное время стала почитаться верующими. Прославление иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились сведения в газетах и журналах.
После кончины отца Амвросия на это обратила внимание Консистория, обеспокоенная тем, «что иконе предано, по-видимому, значение явленной или чудотворной».
В 1892 году Консистория предписала «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено». По определению Синода от 30 мая – 30 июля 1892 года «распространение изображений Божией Матери, с усвояемым Ей необычным в Православной Церкви названием, было воспрещено».
В начале 1896 года епископ Вятский и Слободский Серафим (Серафимов; 1836–1902) вновь обратился в Святейший Синод с просьбой дать указания по поводу почитания иконы «Спорительница хлебов». В определении Святейшего Синода от 29 февраля 1896 года за № 671 было подтверждено ранее принятое решение 1892 года, а также сделано указание цензору, разрешившему печатать изображения иконы в Одесской хромолитографии Фесенко, на неправильность его решения и сообщено об этих решениях министру внутренних дел И. Л. Горемыкину. На основании этого министр внутренних дел 22 июня 1896 года издал распоряжение № 3990 «о недопущении на будущее время печатания в типографиях, хромолитографиях и т. п. заведениях изображений Божией Матери с наименованием «Спорительница хлебов»».
Запрещение Святейшего Синода почитать икону, прославленную старцем Амвросием, было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия. Местное епархиальное начальство не понимало сущности старчества и потому относилось к отцу Амвросию подозрительно.
Однако отчасти это запрещение Священного Синода, дабы предотвратить в народе «неправильные и нежелательные толки», можно понять, если вспомнить, что даже православный богослов, философ и искусствовед отец Павел Флоренский писал: «Ведь что же есть эта Спорительница хлебов, как не видение Богоматери в образе, в канонической форме Матери Хлебов – Деметры?».
Однако вопреки этому запрещению Священного Синода изображения образа «Спорительница хлебов» продолжали распространяться по России; с иконы делались как живописные списки, так и литографии.
Любовь к старцу Амвросию и безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону истинно народной
Но духовный смыл иконы Богородицы «Спорительница хлебов» намного шире: не только насыщение алчущих телесно, но, главное, окормление всех жаждущих духовной пищи. В нашей главной молитве, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш» есть слова: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь надо помнить, что, кроме земной пищи, хлеб – символ жизни. Хлеб живой, небесный, всесвятое Тело Живого Слова. Это – хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и «не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век» (Ин. 6: 51–54). И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век» (Ин. 6: 32, 33, 35, 48, 51).
Богу нашему слава: время все расставило по своим местам. Наша Святая Церковь через сто лет причислила к лику святых старца Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси, а в ноябре 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II (Ридигером; 1929–2008) было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Святые мощи преподобного Амвросия покоятся в Введенском соборе Оптиной пустыни, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».
А во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».
В знак утешения
Судьба прославленной иконы батюшки Амвросия, унесенной из Шамординской обители в 1892 году по указанию Синода, нам неизвестна. Ее литографическое изображение, выполненное с живописного образа, было опубликовано в жизнеописании старца Амвросия, составленном отцом Агапитом (Беловидовым; 1842–1922) и вышедшем в 1900 году. Оно дает верное представление о первообразе, келейной иконе старца Амвросия…
С течением времени иконография образа Богоматери «Спорительница хлебов» претерпевала изменения, «каждый иконописец по-своему видел и хлебное поле, и небо. Яркий пример этого разнообразия – икона из Скорбященского храма в Михново. Икона, написанная в Шамордино за несколько лет до революции, передает предгрозовое ощущение на земле: темная свинцовая туча, нависшая над золотистым хлебным полем, темные деревья, и совсем вдалеке чуть виден храм… И над всем этим – спокойный, благословляющий образ Матери Божией. Какое острое предчувствие грозы, которая пронесется над золотистой нивой!»…
Невидимая Помощница и Покровительница монахов
 Благодатная помощь Царицы Небесной, исходящая по молитвам перед Ее образом «Спорительница хлебов», не оскудевает и в наше время. А самым настоящим свидетельством этого, явным чудом является подсобное хозяйство возрожденной Оптинской обители.
Благодатная помощь Царицы Небесной, исходящая по молитвам перед Ее образом «Спорительница хлебов», не оскудевает и в наше время. А самым настоящим свидетельством этого, явным чудом является подсобное хозяйство возрожденной Оптинской обители.
До закрытия монастыря после революции оно было на высоте. И сейчас, вновь обустроенное, оно радует глаз всякого человека, относящегося к родной земле по-хозяйски: заставляет удивляться и ученых из Калуги, и самих современных крестьян. Урожай с монастырских полей всегда процентов на тридцать больше, чем с близлежащих. После запущенных в советское время колхозных хозяйств особенно приятно видеть монастырские, ухоженные: коровник, конюшню, огромный чистенький птичник. А вокруг – благоухание с цветочных клумб. Цветоносное буйство подсобного хозяйства – явление, также не поддающееся никаким объяснениям физических законов природы. Оно здесь начинается, когда еще лежит снег, и заканчивается, когда он снова застилает землю. О мельнице, парниках, сложной системе прудов со своей рыбой к монастырской трапезе, о собственной сельскохозяйственной технике, которой иноки делятся с окрестными колхозами, можно сказать – хранимо и преумножаемо Божией благодатью и трудами иноческих рук. Урожая хватает и самой братии, и многочисленным паломникам, собирающимся в стенах обители по большим праздникам до тысячи человек, и немощным престарелым прихожанкам.
В ограде подсобного хозяйства поднялся храм в честь святого образа Богоматери «Спорительница хлебов».
Иноки приносят Матери Божией свои просьбы о помощи, и она приходит незамедлительно
В засуху братия собирается на молебен о дожде. А после него всегда находят тучи и, по словам очевидцев, аккуратным прямоугольником над монастырским полем идет дождик. А когда ливни обрушиваются на Калужскую и соседние области, у иноков над их угодьями светит приветливое солнце, они спокойно убирают картошку. Один послушник рассказывал, как однажды, только после того как убрали последний мешок картофеля, забросили его в машину и поехали с поля, разверзлись хляби и полил дождь. Братия никогда не забывает благодарить и славить Невидимую Помощницу и Покровительницу монахов и всех, кто вверяет себя Всеблагому Промыслу Ее Божественного Сына.
Двадцать четвертого июня 1999 года произошло важное событие – в монастыре появился живописный список с ранних икон Царицы Небесной «Спорительница хлебов». Эту икону передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на обратной стороне иконы, скрытую под слоем краски: «Радуйся, Благодатная, Господь С Тобою. Подаждь и намъ недостоинымъ росу благодати Твоея и яви Милосердiе Твое». «Празднованiе 15го Октября». Еще ниже: «Образъ сеи Старца Оптиной Пустыни
Iеросхимонаха Амвросiя».
Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» написано тем же почерком, что и надпись на обороте.
Этот келейный список иконы преподобного Амвросия отличается от привычной нам современной иконографии образа «Спорительница хлебов». На нем Богородица с глубокой скорбью смотрит вверх на небо, как Мать, потерявшая детей Своих, молит Господа и словно хочет сказать: «Взыщи, Боже, чад Моих. Ушли на сторону далече, обнищали, едят со свиньями, а в Моем дому полны житницы хлебом. Чада Мои, чада, вернитесь!» И распростерла руки, чтобы обнять и прижать к груди Своих заблудших сыновей и дочерей. Вся икона светится золотом спелых снопов хлеба, а по ним вьются пронзительно-яркие синие васильки. Со временем копии этого образа отразили иной смысл: мы видим Царицу Небесную как Радушную Хозяйку земли Русской, восседающую над полем, полным снопов хлеба, и напоминающую людям: у Бога всего много – идите к Нему.
По святым молитвам братии Царица Небесная вернула в обитель драгоценный список прославленной иконы
Сейчас он находится там, где и был до своего исчезновения: в келье преподобного старца Амвросия.
Прошло более чем двадцать лет. Седьмого января 2023 года, в день Рождества Христова и накануне праздника Собора Пресвятой Богородицы, в истории Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь случилось другое важное событие: в обитель была передана старинная икона «Спорительница хлебов», написанная при жизни преподобного Амвросия Оптинского…
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» в Введенском соборе Оптиной пустыни
Братия Оптиной пустыни торжественно, с колокольным звоном, встретили икону у святых врат монастыря и перенесли ее в Казанский храм. Со временем икона займет свое место в Введенском соборе у мощей преподобного Амвросия.
Перед образом «Спорительница хлебов» молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (кондак 7-й).
Подробнее — в источнике
Просмотров (2)
