Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Пастырь праведный и исповедник непорочный — свт.Филаре́т Московский (Дроздов)

2 декабря по новому стилю Святая Церковь чтит память святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Святитель Филарет был важнейшей фигурой в истории Русской Церкви XIX века – несравненным ученым-богословом, мудрым общественным деятелем, истинным подвижником благочестия, прекрасным проповедником. Тропарь святому отчасти воспевает его святую талантливую жизнь: «Духа Святаго благодать стяжав, богомудре святителю Филарете, истину и правду разумом просвещенным людем проповедал еси, мир и милость сердцем умиленным страждущим явил еси, яко учитель веры и страж неусыпный, паству Российскую жезлом правости сохранил еси. Сего ради ко Христу Богу дерзновение имея, моли даровати Церкве утверждение, людем и душам нашим спасение». Остановимся на его личности и подвиге подробнее.

Василий Михайлович Дроздов (мирское имя святого) родился в Коломне в 1782 году в семье потомственного церковнослужителя. Сначала юноша Василий поступил в Коломенскую семинарию, потом оказался в духовном училище при Троице-Сергиевой лавре. Там он был поставлен проповедовать в трапезной церкви, а затем по благословению митрополита Платона (Левшина), другого крупного церковного деятеля начала XIX века, стал лаврским проповедником и преподавателем греческого и еврейского языков. О нем митрополит Платон отзывался так: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Действительно, Господь наделил будущего святителя величайшим даром слова, который был впоследствии особо отмечен и в тропаре святому.

Молодой преподаватель оказался перед выбором относительно дальнейшего пути. Своему отцу он писал об этом так: «Меня затрудняет несколько будущее: но я, не могши прояснить его мрачности, успокаиваюсь, отвращая от него взоры, и ожидаю, доколь упадут некоторые лучи, долженствующие показать мне дорогу. Может быть, это назовут легкомыслием… Мне кажется, что несколько лет нерешимости простительнее, нежели минута опрометчивости там, где дело идет о целой жизни. Пусть, кто хочет, бежит за блудящим огнем счастья: я иду спокойно…». Наконец, 16 ноября 1808 года, с одобрения митрополита Платона, он принимает монашеский постриг в честь святителя Филарета Милостивого. Сразу же митрополит Платон рукополагает его в диаконы, через год он становится иеромонахом.

Отец Филарет отправляется по вызову в Санкт-Петербург на должность преподавателя сначала семинарии, потом и Академии, где он обучал студентов догматическому богословию и церковной истории. В Санкт-Петербургской духовной академии во всей красоте и полноте раскрылся его дар слова. В 1811 году он был возведен в сан архимандрита «за отличие в проповедовании слова Божия». В 1812 году он становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук.

2 (22).jpg

Сохранился красочный словесный портрет будущего святителя в тот период его жизни: «Филарет был… росту среднего, смугл видом, власы средние темно-русые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что, когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих – всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение… Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался… Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».

На фоне духовного состояния русского общества первой половины XIX века (в частности – распространение масонства, западничества) будущий святитель начинает работу над экзегезой Ветхого и Нового Завета и переводом Священного Писания на русский язык. Это становится основным делом его жизни. Евангелие от Иоанна он перевел самостоятельно, читая в оригинале греческую Септуагинту и еврейский Масоретский текст.

В 1817 году его рукополагают во епископа. В 1823 году выходит «Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» его авторства, который становится чрезвычайно популярным в народе и переиздается вновь и вновь, вплоть до дня нынешнего. В 1821 году святитель занимает Московскую кафедру, в 1826 году становится митрополитом. Будучи членом Святейшего Синода, он принимает активное участие в жизни Церкви и общества.

В 1830 году в Москве случилась вспышка холеры. Митрополит Филарет, переживая за свою паству, установил в этот период совершение молебнов и крестных ходов. Об избавлении от этой напасти он сам молился на коленях, и испытание отступило. Святитель пользовался любовью простого люда и был молитвенником. Известно, что по его молитвам еще при его жизни совершались исцеления. По свидетельству современников, митрополита Филарета, помимо высочайших интеллектуальных дарований, отличали смирение, скромность и снисходительность к людям вообще и конкретно к их проступкам. Ошибки подчиненных он старался не замечать и прощать, надеясь на исправление человека.

Любое дело, связанное со служением Богу, сопровождается искушениями, как сказано в Писании: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2: 1). Чем выше и достославнее служение, тем больше искушений. Так и происходило в случае святителя Филарета. На него воздвигались напраслины и клевета, к чему, однако, он относился со спокойствием духа: «На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смывать грязь. Грязью грязи не смоешь… Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу: это тяжко. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер?.. Горькое горьким усладить нельзя, а только сладким. Так и горькие случаи не могут быть услаждены горьким о них суждением, кротость же, терпение и любовь могут не только усладить проистекшее из горького источника, но и горький источник исправить».

Митрополит Филарет являлся столпом Русской Церкви XIX века и пользовался высоким нравственным авторитетом в обществе. На совет к нему приезжали как высокопоставленные лица и архиереи, так и простые люди. И всех он привечал с любовью, мудростью и смирением. Современники характеризовали святителя так: «Светило ума; тонкое рассуждение, ясное, блестящее изложение мыслей, огненный взор, чистота: благожелание, добродетель, как будто обоняешь святость Божию в присутствии Филарета».

Человек становится святым, познав на опыте любовь Христову. Он учил свою паству: «Хочешь ли, по заповеди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? – Размысли, как сие возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, не редко пороки, иногда и ненависть к тебе: а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? – Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей, и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не преставая ненавидеть пороки: а без терпения не можешь… Скажи, почему думаешь ты быть христианином? По правой вере? Знайте, что христианство не знает иной правой веры, как веру человеколюбивую. Нет и любви к Богу, если нет любви к человекам».

При этом святитель приоткрывает для своих современников и их потомков, то есть для нас, «рецепт святости»: «Творить святыню, быть святыми… довольно простые способы удовлетворить великим требованиям, именно, отвергнуть похоти, стараться очищать себя от скверны плоти и духа. По той мере, как деятельно и верно человек с своей стороны подвизается в очищении себя от нечистых дел, от нечистых желаний и страстей, от нечистых мыслей, на него, при посредстве церкви и ея таинств, сходит освящение Божие… Простирает ли тебе Бог благодеющую руку в земных благах: простри благодарную твою руку на помощь нуждающемуся ближнему. Жертвовать для бедных человеков богатством своим, для немощных и болящих силою и крепостию своею, для бедствующих сердечным участием в их бедствиях, словом, для каждого своими способностями и трудами, поколику кто имеет в том нужду, – сие должно быть для тебя пищею и услаждением твоей жизни… Учись не высоко ценить богатство, не алкать удовольствий, не гоняться за славою, не прельщаться блеском, любить простоту и тихую посредственность, не презирать нищеты, когда встречаешь ее у других, не страшиться ея».

Немаловажны и такие его духовные назидания: «С оком подозрительным можно дойти до человеконенавидения; кто хочет иметь любовь к ближнему, тот должен иметь око простое. Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие – моя ошибка, а лишнее подозрение – обида ближнему… Одно смирение может водворить в душе мир. Душа не смиренная, непрестанно порываемая и волнуемая страстями, мрачна и смутна, как хаос: утвердите силу ея в средоточии смирения; тогда только начнет являться в ней истинный свет и образовываться стройный мир правых помыслов и чувствований».

Смирение может водворить в душе мир

Один из современников святителя оставил о его могучей личности такие воспоминания: «Митрополит Филарет был совершенный монах, чистый девственник, хранитель обетов чистоты… С Филаретом говори, что хочешь: будет выслушано терпеливо, не только тогда, когда это есть глупость, ошибка, заблуждение, но и тогда, когда речь может относиться невыгодно к его личности. Филарет ответит, даст наставление, судя по достоинству предлагаемого, и во всяком случае без озлобления, и особенно без мести в будущем… Филарет так велик, что и малого видит и умеет сочувствовать ему… Я не знаю случая, где бы Филарет взял назад свое слово, особенно в делах важных и высоких: сие свидетельствует не только о высокой его мудрости, но и о правильности ее… Филарет есть искренний и сердечный учитель, не льстит словеса Божия: он точно так мыслит у себя дома, в тайниках души своей, как говорит».4 (12).jpg

При жизни святитель Филарет любил богослужения, совершая Божественную литургию каждое воскресенье, неизменно проповедуя и благословляя народ. Важной задачей духовенства он ставил просвещение паствы, в связи с чем при нем преподаватели Московской духовной академии начали переводить на русский язык и святоотеческие сочинения. Будучи аскетом и молитвенником, он глубоко почитал своего святого современника, преподобного Серафима Саровского. Рукой святителя был написан окончательный вариант судьбоносного «Манифеста об отмене крепостного права» 1861 года.

При жизни святой архиерей отличался и даром прозорливости. Так, однажды к нему пришла семейная чета с маленькой дочкой по фамилии Симанские. Святитель снял со своей груди панагию и отдал ее девочке со словами, что панагия понадобится Патриарху. На дворе был век XIX, Церковь проходила через долгий Синодальный период, но он прозрел, что наступит и время патриаршества.

После неисчислимых плодотворных трудов на ниве Божией 19 ноября 1867 года святитель мирно отошел ко Господу.

Мощи митрополита Филарета сначала покоились в Троице-Сергиевой лавре, но когда был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве, они были положены справа от алтаря храма. Сейчас туда может прийти каждый и испросить молитвенного ходатайства святителя у Престола Божия. «Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете. Яко пастырь праведный и исповедник непорочный, по святем преставлении от безбожных поругание и поношение приял еси, Бог же знаменьми и чудесы тя прослави и заступника Церкве нашея яви», – таким образом в кондаке Святая Церковь обращается к святителю Филарету.

Своими добродетелями, любовью к Богу и ближним, своими талантами святой митрополит подает нам высочайший пример жизни и веры. Его богословские сочинения и проповеди исполнены душеспасительных назиданий и для человека XXI века.

Моли Бога о нас, святителю отче Филарете!

подробнее в Источнике

См.также:

 

Просмотров (7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *