Целью Рождественского поста является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождества Христова. В эти дни благословляется усиление (по возможности) чтения молитв, Святого Писания и Псалтири, посещение богослужений. Главное — в пост обязательно нужно подготовиться к исповеди и причаститься святых Христовых Таин, постараться вести более собранную жизнь, не осуждать, не злословить, но делать добрые дела. Во время поста желательно отказаться от посещения шумных компаний, воздерживаться от ругани, ссор и обид; по обоюдному согласию супругов желательно воздерживаться от интимной близости. Браковенчание в эти дни не совершается.
В эти дни благословляется воздерживаться от пищи животного происхождения (мяса и птицы, яиц и молочных продуктов), но дозволяется рыба:
- с 28 ноября по 19 декабря по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям;
- с 20 декабря по 1 января по субботам и воскресеньям;
- 4 декабря (в праздник Введения Богородицы во храм);
- 19 декабря (в день св.Николая). Употребление вина допускается по субботам и воскресеньям, а также в праздники Введения Богородицы во храм и св.Николая.
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 6 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым. Главная задача поста – очистить свою душу перед праздником Рождества Христова…
- Сам Бог положил начало посту. Святитель Василий Великий учил, что первый пост был установлен в Раю: «Такую первую заповедь принял Адам: “А от дерева познания добра и зла не ешь от него”. А это “не ешь” есть узаконение поста и воздержания».
- Цель любого поста, в том числе Рождественского – смирение себя пред Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
- Святитель Лев I Великий говорил, что Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
- Рождественский пост упоминается в работах знаменитых богословов с IV века. Его упоминали в своих творениях Амвросий Медиодаланский, Филастрий и блаженный Августин.
- Первоначально Рождественский пост длился всего неделю. А Армянская апостольская церковь, с 451 года отделившаяся от восточного православия, соблюдает 7-дневный пост до сих пор.
- В 1166 году на соборе при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле был установлен современный срок поста – 40 дней.
- Пост в 40 дней был установлен в честь 40-дневного поста Иисуса в пустыне после крещения. После он заповедовал поститься своим ученикам. Постом апостолы подготавливали себя к богослужению.
- Народное название Рождественского поста – Филиппов, потому что 28 ноября Русская Православная церковь отмечает день памяти святого апостола Филиппа.
- Рождественский пост – последний многодневный пост в году.
- Наиболее точные сведения о соблюдении поста содержатся в Типиконе и Триоди. При этом православный устав не разделяется на мирской и монашеский, его соблюдение обязательно для всех, хотя изначально он формировался для монашеского общежития.
- Главная задача поста – очистить себя от пороков и дурных привычек. В это время нужно посвятить себя Богу.
- Пост подразумевает под собой не только смирение чревоугодия, но и максимальное воздержание от всего мирского.
- В Рождественский пост и одиннадцать дней последующих за ним святок не совершаются венчания. Это связано с тем, что во время поста церковь не разрешает супружеских отношений.
- Во время любого поста, в том числе Рождественского, желательно как можно чаще посещать церковь и молиться.
- Во время Рождественского поста православные священники настоятельно советуют перечитать Евангелие и воздержаться от чтения беллетристики и «развлекательной» литературы.
- Празднование Нового Года во время Рождественского поста – великое искушение для верующих. Современные священники советуют придерживаться телесного и духовного поста в этот период.
- Прежде чем начать поститься, спросите совета у священника.
- Любой пост – суровое испытание, поэтому людям, которые не могут держать строгий пост по состоянию здоровья, священник может разрешить послабления.
- Заговенье – последний день перед постом, когда можно употреблять животную пищу. Перед Рождественским постом оно выпадает на 27 ноября. Если заговенье выпадает на среду или пятницу (постные дни), оно переносится на 26 ноября.
- Рождественский пост предполагает всего две трапезы в день — после Божественной Литургии (около полудня) и после вечерни.
- По Типикону во время Рождественского поста рыбу можно вкушать только в праздничные и выходные дни. Со 2 января и до Сочельника разрешение на рыбу отменяется даже для субботних и воскресных дней.
- Как правильно поститься упоминается в «Домострое». Всего в книге упоминается 53 рыбных блюда, которые дозволено есть во время Рождественского поста.
- Во время поста по понедельникам, средам и пятницам постящимся предписывается сухоядение, т.е. можно есть только невареную пищу. Чаще всего это хлеб, соль, вода, сырые овощи и фрукты, а так же мед, сухофрукты и орехи.
- В Сочельник положено воздерживаться от пищи до вечера или, как говорят в народе, до первой звезды.
- Традиционно после восхода звезды впервые за день принимают пищу – сочиво. Сочивом зовется каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы.
- В 7 часов вечера в Сочельник начинается Рождественская всенощная, которая продолжается примерно 3 часа. После окончания всенощной официально наступает Рождество.
- Разговляться надо постепенно, чтобы не нанести вред организму. Ешьте чаще, но меньше, не налегайте на жирное и алкоголь, а так же старайтесь не смешивать разные виды белковой пищи.
В период поста Вы можете усилить свои молитвы, не только увеличив домашнее молитвенное правило, но и посещением храмов и монастырей.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Вышеперечисленные правила — это строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче,согласуя свой календарь питания в рождественским пост со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Но традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста с 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января). Но так как все эти изменения монастырского устава носят во многом индивидуальный характер, мы публикуем календарь, соответсвующий монастырскому уставу. Он дает представление о степени строгости того или иного постного дня в церковной традиции. А уже вы сами вместе с духовником сможете определить, что для вас в настоящий момент будет являться постом — пустая «гречка» или доеденная за ребенком каша на молоке.
См.также — Рецепты кухни Рождественского поста
Как был установлен Рождественский пост?
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что “сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября”.
Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св.апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост еще называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост?
Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: “Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий”.
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
“Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
По словам Симеона Фессалоникийского, “пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти”.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово?
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.
Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”
+ Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.
+ Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.
+ Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.
+ Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце своё — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла.
+ Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто.
+ Многие постятся телом, но не постятся душой.
+ Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза?
+ Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.
+ Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза?
+ Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабёж чужого добра — и какая им от того польза?
+ Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево своё, так наложи на злые мысли свои и прихоти.
+ Да постится ум твой от суетных помышлений.
+ Да постится память от злопамятства.
+ Да постится воля твоя от злого хотения.
+ Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (Пс.118:37).
+ Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
+ Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.
+ Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
+ Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро (Пс.33:15;1Петр.3:11).
Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьёте рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнёт шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел. Не такой пост назовёте постом приятным, не такой Я избрал, — говорит Господь. — Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис.58:4–10).
Увеличенное изображение можно увидеть скачав файл — здесь
.
Просмотров (106)