Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Родительские субботы — дни бескорыстной любви. Почему недостаточно «откупиться» от наших покойных?

Как провести Вселенскую родительскую субботу в преддверии Великого поста, что делать, если покойник напоминает о себе во сне и почему молитва поминовения усопших — главная молитва христианина. Почему нельзя говорить фразу «Пусть земля тебе будет пухом».

 

Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.

Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен.  Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.

Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему «в род и в род». И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут «посеять» для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми,  кто находится «там» и теми, кто есть «здесь». У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла. 

Языческие поверья неизживаемы

Существует народное поверье, что  якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати,  очень хорошо описано в романе «Лавр» Евгения Водолазкина. Существовали так называемые «скудельницы» — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали». А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: «Господь знает имя». А  на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.

Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого.  Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.

В эти дни человек для себя ничего не просит

Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения  усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.

Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: «Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: Вы что в такой день спите? А обо мне забыли?  А какой сегодня день? А, Родительская!!!» Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: «Пойдем, внученька…» Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу «О поминовении усопших».  И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.                     

Священник Александр Дьяченко                                                

Родительская суббота –
время изменить участь покойных близких

Господь премудро устроил сотворённый для нас мир. За гробом умершему человеку уже не согрешить, но и изменить свою посмертную участь самостоятельно практически невозможно. Наши ушедшие в вечность близкие могут сделать это только с нашей помощью. Только милостыней своих живущих близких и молитвами Святой Церкви. Как раз об этом сегодня подборка из 6-ти поучительных историй. Вселенская родительская суббота – это то время, когда стоит усилить свою личную и церковную молитву за дорогих нам усопших! 

Таинственный банщик

В своих «Диалогах» святой папа Григорий Великий рассказывал историю о таинственном банщике, который ухаживал за приходящим в термы пресвитером и парил его. Когда благодарный пресвитер хотел одарить банщика просфорой, тот сказал, что он не может ни есть, ни пить, так как давно умер и, в наказание за нечестивую жизнь, привязан к месту, которым раньше владел: «Я есть не могу. Я был некогда хозяином этого места, но за грехи мои здесь осужден». «Если желаешь сделать для меня что-нибудь, то принеси за меня сей хлеб Всемогущему Богу, и помолись о грехах моих, и знай, когда придешь мыться сюда и не найдешь меня более здесь, то это будет означать, что твоя молитва услышана Богом», – добавил хозяин терм и стал невидим. Пресвитер семь дней подряд усердно поминал усопшего за каждой литургией и, придя в термы вновь, более не встретил его.

 

Макарий Великий и череп язычника

В житии преподобного Макария Великого описан случай, когда он шёл по египетской пустыне и нашёл череп некоего человека. Он помолился Богу об открытии его судьбы, и череп заговорил с праведником. «Я знаю тебя, святой Макарий! Я был начальником языческих жрецов. Теперь мы пребываем в огне Ада, и пламя охватывает нас с ног до головы, так что мы ничего не видим. Но когда ты молишься за нас, то пламя открывает наши лица, и мы получаем утешение, начиная видеть друг друга», — рассказал череп, после чего святой похоронил его.

 

Как 120 душ дожидались просфоры

В советское время в Риге произошла и такая история. Одна горожанка на каждую воскресную литургию заказывала две просфоры – за живых и за усопших и подавала записки за всех своих близких (из которых усопших было ровно 120 имён). Заметив это, другая прихожанка посоветовала ей: «Зачем тебе тратить деньги, достаточно заказывать только просфору о здравии». И благочестивая женщина стала подавать только одну просфору.

Но через некоторое время во сне перед ней предстал митрополит Рижский и Латвийский Леонид. Владыка показал ей алтарь храма, где перед жертвенником стояло множество людей, и сказал: «Посмотри сюда! Просфора пятьдесят копеек стоит, а сто двадцать человек ждут её – дожидаются!». После этого видения женщина поняла свою ошибку и вновь стала заказывать на каждую литургию отдельную просфору за усопших.

Чтение преподобного Парфения Киевского

Преподобный Парфений Киевский оставил нам такой рассказ об изменении участи усопшего, за которого он читал Евангелие: «Однажды, в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попаляет терние, покрывающее поле, и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его – Слово Божие, тобою за нее читаемое»

Рассказ архимандрита Кирилла (Павлова)

В одной из проповедей старец Кирилл привёл верующим историю о важности поминовения усопших, случившуюся в храме села Лысогорка. Когда в приходе неожиданно умер священник, на его место направили молодого батюшку. Не прошло и недели, как он тоже скоропостижно скончался. Затем на приход направили другого священника, и он также, по прибытии в храм, очень быстро умер. Тогда архиерей встревожился и направил в село опытного пожилого батюшку.

Во время богослужения старому иеромонаху прямо в алтаре явился призрак священника, опутанный по рукам и ногам цепями. Батюшка укрепился молитвой и нашёл в себе силы открыть ящик стола возле жертвенника, на который ему показывал дух. Ящик был полон записками об упокоении, которые прежний настоятель храма ленился поминать и за которые он был наказан внезапной смертью.

Старец с помощниками несколько дней подряд служил литургии и панихиды, чтобы помянуть всех усопших из накопившихся записок, а также трёх предыдущих настоятелей храма. Когда записки закончились, во время воскресного богослужения призрак первого настоятеля вновь явился пожилому иеромонаху. На этот раз он был светел лицом и цепи не сковывали его тело. Дух в пояс поклонился старому священнику и исчез.

Молитва за тех, кого помянуть некому

Архимандрит Павел Груздев всегда молился за упокой людей, у которых на Земле никого не осталось и за которых больше помолиться некому. Он делал это такими словами: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради». Однажды священнику делали операцию, он оказался при смерти, и ему было видение. За его душу собралось молиться множество людей, среди которых были его почившие друзья-священнослужители, но еще больше было незнакомых людей. Когда отец Павел спросил, кто это, то получил ответ, что это как раз те одинокие души, за которых он молится.

«Если человек оправдался перед Богом, то во время сорокоуста он должен будет помолиться за нас, таков духовный закон. А Если человек застрял на мытарствах, то поминание будет ему как чаша холодной воды, которую дают умирающему от жажды», – говорил преподобный Паисий Святогорец.

Источник

 

«Пусть земля тебе будет пухом» –
эту фразу часто говорят, обращаясь к усопшему.
Однако люди порой даже не задумываются,
что означают эти слова и как они появились в нашей речи.

Фраза «Пусть земля тебе будет пухом» имеет довольно древние корни, уходящие ещё в те времена, когда на земле главенствовало язычество. По мнению большинства историков, оно пришло к нам из Древнего Рима, где эти слова звучали по-латыни так: «Sit tibi terra levis». Что же означала эта фраза для римлян – пожелание добра или, напротив, она служила проклятием?

Многие филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Вот как звучат эти слова полностью: «Пусть земля тебе будет пухом и мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости…» Такие эпитафии писали на надгробии тех, кого ненавидели и проклинали.

Однако неоспоримых оснований так утверждать нет. Ведь древние римляны были язычниками и верили в то, что душа после кончины человека никуда из тела не исчезает, а потому при желании покойник может повернуться, сесть, встать или даже уйти куда-либо. Вот именно для того, чтобы усопшему было удобно лежать в могиле или в случае чего выбраться из нее наружу, ему и желали «земли пухом».

Некоторые люди ошибочно считают, что выражение «Пусть земля тебе будет пухом» абсолютно идентично пожеланию «Царствия Небесного». Однако это далеко не так. Фраза «Пусть земля тебе будет пухом…» — языческая, и к христианству она не имеет никакого отношения. Ведь, согласно христианскому учению, душа в мёртвом теле не остаётся, а покидает его, устремляясь на суд Божий. А затем — в Царство Небесное на вечную радость или в ад на вечные муки. Поэтому, прощаясь с умершим человеком, христиане молятся за него: «Царства Небесного!» или «Покойся с миром!». Это выражение тоже пошло с латыни, но оно уже христианское.

Вместо языческого выражения «Пусть земля тебе будет пухом», помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СПРАВКА

«Мир праху его» или «Мир с ним» – фраза, которая уместна при прощании с покойником-иудеем. На иврите она звучит как «алав-а-шалом» и произносится всякий раз для прославления праведников и праведной жизни как таковой. Дело в том, что одно из имен Всевышнего – Шалом, и означает оно буквально «совершенство» или «мир». Поэтому говоря «Мир праху твоему» в адрес праведного человека, подразумевают, что он достиг такой ступени духовного совершенства, на которой после кончины будет покоиться рядом с «миром», со Всевышним. Слышащие «алав-а-шалом» должны последовать примеру упомянутого праведника-иудея и идти по жизни праведным путем.

Почему же фраза «Мир праху твоему» нередко встречается в качестве эпитафии на могильных плитах не только иудеев? Использовать ее на надгробиях и при прощании с православными допустимо, если помнить о библейском эпизоде создания Господом человека «из праха земного». В этой фразе, с одной стороны, заключена мысль о родстве человека со всем Сущим, что было создано Богом (землей, тварями и пр.). С другой – подчеркивается физическая природа человека, который «разрушим» и смертен. По словам Иоанна Златоуста, эта фраза «и создал Господь Бог человека из праха земного» помогает помнить о смирении и неизбежности физической смерти, которая противопоставляется бессмертию души.

Источник

Весьма часто умершие являются своим родным во сне и даже наяву в отчаянии, слезах, тяжком горе. Плачут потому, что близкие не молятся о них…Обязательно до последних дней своей жизни поминайте их, ибо умершие уже ничего не могут сделать для облегчения своей участи. Они укоряют нас: «Почему не испрашиваете оставления грехов наших при Бескровной Жертве, совершаемой ежедневно во время святой Литургии?» Ведь они же знают, что если вы будете поминать их, если священник будет изымать частицы о упокоении их души и в конце Литургии все эти частицы опускать в Чашу с Кровью Христовой, молясь: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих», то грехи омываются, и несчастные получают великое облегчение. Часто повторяемое поминовение способно в огромной мере облегчить их загробную участь, способно даже исходатайствовать перед Богом полное прощение их грехов».

Свт. Лука Войно-Ясенецкий

См. также:

 

Просмотров (330)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *