В XIX веке умы светил мысли славянских государств занимала идея объединения народов, произошедших от одного корня в глубокой древности. В России были убеждены, что именно русские могут дать свободу славянам и объединить их вокруг Третьего Рима, в Польше мечтали о таком центре в Варшаве, в Чехии и на Балканах рассуждали о региональных версиях славянских конфедераций. Любопытно, что идеи панславизма как объединения дружественных государств реализовались в некоторой степени (причем неосознанно, скрепленные совершенно другой идеологией) после Второй мировой войны. Да, цементирующей идей стал коммунизм, и независимые де-юре государства Восточной Европы объединились вокруг Варшавского договора.
Однако коммунизм оказался колоссом на глиняных ногах, а последствием крушения государств, недолго продержавшихся на идее «светлого будущего», стали этносепаратизм и взаимная ненависть народов, которые за несколько поколений отказа от традиционных для себя ценностей превратились в лютых врагов. Вначале 1990-х мы наблюдали крушение Югославии, серия военных конфликтов на Балканах стала крупнейшей военной катастрофой в Европе со времен Второй мировой войны, а страна распалась на шесть (!) славянских государств, часть из которых в прошлом в принципе не существовали. Во время войны в Чечне мы с удивлением наблюдали, как боевики с Украины, называющие себя православными, воевали против русских солдат. Диверсионная идеология сделала свое дело, и на наших глазах разворачивается трагедия на малороссийских землях, в которых в какой-то момент решили не просто порвать с Россией, но зачистить все пространство страны от русского языка, истории, культуры. На сторону Украины активно встала Польша, в Чехии русские стали подвергаться дискриминации, а министр иностранных дел России Сергей Лавров вынужден был отменить поездку в Сербию – последнее союзническое нашей стране государство в Европе – из-за того, что Болгария, Северная Македония и Черногория демонстративно закрыли воздушное пространство для самолета дипмиссии…
Мы решили поговорить с православными священниками из разных стран и Поместных Церквей, пытаясь вместе найти ответы на вопросы: насколько сегодня можно говорить о единении славян? Как, кто и зачем пытается нас разделить? Старается ли сегодня Церковь сохранить это единство и помешать тем, кто сеет вражду между народами?
Архимандрит Ахилла (Шахтарин), духовник старообрядного женского монастыря в честь иконы Богородицы «Киево-Братская» города Киева, Киевская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: Единство славян разрушить невозможно, это факт! Скрепы единства – Святое Православие! А отпасть от единства сейчас очень легко, для этого созданы все нужные современные условия, и мы знаем кем, антихристианскими силами. Но при попытке разрушить единство получается так, что кто это делает, тот и отпадает. Церковь же пребывает в единстве, и никакими силами прервать эту связь невозможно. Мы живем в очень интересное время, когда являемся, и в будущее время будем являться, свидетелями действия силы Божией и немощи человеческой! Просим ваших святых молитв!
Протоиерей Антоний Дрда, настоятель храма во имя Иоанна Крестителя города Румбрук, Пражская епархия Православной Церкви Чешских земель и Словакии: Единственное реальное единение – единение во Христе, в Церкви. Любое другое «единение» – прелесть. Значит, тот, кто хочет заботиться о единении славян, должен начать с врачевания расколов. К сожалению, между славянами много расколов, даже ересей: некоторые стали католиками, протестантами, униатами, а есть расколы у православных. С церковно-политической точки зрения самым страшным расколом сегодня является, конечно, ПЦУ. То, что происходит сейчас на Украине, с поддержки определенных патриархов, – ужасно.
Протоиерей Йордан Пашев, настоятель прихода во имя святого Феодосия Трновского, Нюрнберг, Западная и Среднеевропейская епархия Болгарской Православной Церкви: Говоря церковным языком, мы все Господни, нас нельзя разделить. Вера в Бога на первом месте. Во-вторых, богослужебный язык называется церковнославянским, то, что он является русской редакцией староболгарского языка, делает его универсальным для всех славяноязычных православных. Разделение происходит, когда национальная принадлежность ставится выше веры. Мы, прежде всего, верующие в Господа Бога нашего Иисуса Христа, только потом болгары, русские, греки и так далее.
Если мы братья и сестры во Христе, ничто не может разлучить нас
Иерей Сергий Комаров, настоятель единоверческого храма во имя Архангела Михаила, Верхний Тагил, Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви: Мы должны понимать, что если разделить славян – можно ими властвовать. Славяне генетически любят свободу, у них не было как такового рабства. Например, человека могли взять в плен, он жил среди славян, а потом его отпускали, и он даже мог семью завести, породниться с местными. Объединение для нас, славян, необходимо генетически. Как только нас окончательно разделят – если не поработят, то сумеют уничтожить значительную массу. Не нужно делиться на русских, белорусов, украинцев, сербов. Понятие «русский мир» – это пространство православных славянских ценностей, которое нас всех объединяют. А наши враги – глобалисты – исповедуют совершенно другую точку зрения. Им нужно разделить нас, рассорить, устроить междоусобицу. Пока мы будем друг друга истреблять, они будут пожинать плоды. Сегодня война идет даже не за ресурсы, а за генетику! Создаются целые лаборатории, чтобы воздействовать на этносы посредством биологического оружия. И мы можем быть сильными только всем вместе, Русским миром. Остальное будет для нас погибелью. Может, и не окончательной погибелью, но жить в постоянном страхе, уничижении, борьбе не лучший вариант. Мы должны бороться с грехами, а между собой жить мирно и дружно.
Понимаю, как тяжело сейчас верующим на Украине. Им сложно принимать решения, которые впоследствии еще и не однозначно бывают поняты. Но, тем не менее,
Московский Патриархат сегодня собирает вокруг себя всех славян,
оставаясь самой крупной Поместной Церковью. Конечно, Церковь служит делу примирения людей, и мы в храме постоянно молимся о том, чтобы был мир, а междоусобицы прекратились.
Протоиерей Деян Крстич, священник храма в честь Воскресения Христова, Ниш, Нишская епархия Сербской Православной Церкви: К сожалению, редки те исторические периоды, когда славянские народы жили в мире и достатке. Много раз за бурную историю им приходилось защищать свою жизнь и территорию, на которой они живут. В те трудные времена славянские народы всегда проявляли высокую степень солидарности и взаимной поддержки. Однако сегодня славянским народам нужно больше, чем солидарность и поддержка. Нам нужно единство. Православная вера – очень сильная сплачивающая сила, объединяющая славянские народы. Те славянские народы, которые не являются православными, много раз в истории проявляли открытую враждебность по отношению к своим православным братьям. Отсюда я считаю, что единство славян возможно на основе православной веры и всего, что от нее исходит (духовность и культура), но ещё и на основе общих геополитических интересов, которые предотвратили бы дальнейший распад и вестернизацию славянских народов.
Бог, в Которого мы верим и Которого исповедуем, есть Бог мира и общения. Всякий, в чьих планах есть разделение и хаос, не от Духа Божьего. В некоторых кругах на так называемом Западе единство православных славянских народов рассматривается как опасность для геостратегических интересов тех группировок, которые преследуют свои экономические и иные интересы исключительно на политическом, экономическом и территориальном ослаблении православных славян. Наша задача – осознавать этот факт и делать всё, что в наших силах, чтобы не дать им реализовать своих планов.
Нет более прочной основы единства славянских народов, чем Православная Церковь
Православная Церковь сегодня вносит большой вклад в сближение православных славян. По своему определению она едина, и в ней, как и в богочеловеческом организме, наиболее совершенным образом проявляется единство Духа в многообразии даров. Это одновременно и Совет, а значит, Совет Неба и Земли. Таким образом, основными характеристиками Церкви, помимо святости и апостольства, являются единство и соборность. Я подчеркиваю это из-за экзистенциальной важности нашего религиозного учения. Она во многом определяет наше мышление и образ жизни. Славянские народы, кроме одной веры, имеют одинаковое богослужение, один и тот же язык богослужения, а значит, и одинаковую евангельскую систему ценностей. На протяжении всей истории Церковь безошибочно признает истинных борцов за евангельские ценности единства и смело разоблачает все попытки тех, кто хочет, чтобы семена вражды и нетерпимости между народами пустили корни. Нет более прочной основы единства славянских народов, чем Православная Церковь.
Просмотров (10)