Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Образ Божьей Матери «Млекопитательница»

 

Завещание святого Саввы Освященного

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне в Хиландаре, самом западном из афонских монастырей. Местность, выбранная для обители, живописна и сокровенна: Хиландар построен на равнине в густой чаще леса и окружен оврагами с крутыми склонами, так что даже на близком расстоянии его трудно обнаружить. Это отражено в названии, которое можно перевести как «тысячная мгла». Во время разбойничьих набегов на Святую Гору афонские монастыри были разоряемы по несколько раз. Но Хиландарская обитель, благодатью и заступничеством Божией Матери, через Ее святые иконы, ни разу не пострадала от врагов. Часто бывало, что разбойники, увидев с окрестных гор монастырь, устремлялись к нему, но внезапно их отряды покрывала непроницаемая тьма, заставлявшая отступать и поражать своих же. Не смогли одолеть Хиландарскую обитель ни дружины латиномудрствующего императора Михаила Палеолога (1224/1225–1282) в XIII веке, ни турки, опустошавшие в период греческого восстания 20-х годов XIX столетия другие монастыри.

От самого основания обители в 1198 году и вплоть до XVIII века она была первостепенным центром духовной культуры славян. Ктиторы Хиландара – преподобный Симеон Мироточивый (1114–1200) и святитель Савва Сербский (ок. 1169–1236). Святой Симеон в миру был царем Сербским Стефаном Неманей, основателем сербского государства. А святой Савва Сербский – его царственный сын; приняв на Афоне постриг, он впоследствии стал основателем Хиландарского монастыря и святым апостолом и просветителем Сербии. Именно святитель Савва привез в обитель иконы Божией Матери «Млекопитательница» и «Троеручица», которые хранят ее и по сей день.

История афонской иконы «Млекопитательница» удивительна. Она связана с именами трех великих святых – преподобного Саввы Освященного (439–532), как уже говорилось, святого Саввы Сербского и преподобного Гавриила Афонского (1849–1901).

По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители, икона «Млекопитательница» находилась в Лавре святого Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима. Великий основатель единственной на востоке Лавры святой Савва Освященный при своем исходе из жизни пророчески говорил братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Да будет ему в благословение от обители дарована икона Богоматери «Млекопитательница». Святой Савва отошел ко Господу в четвертое лето царствования Юстиниана Великого (483–565). С тех пор икона «Млекопитательница» неподвижно стояла шесть веков в ожидании исполнения пророческого завещания, переходившего устным преданием из поколения в поколение. И вот в XIII веке в Палестину прибыл святой Савва Сербский. Братия передала ему завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворным образом Божией Матери «Троеручица» Лавра благословила его иконой «Млекопитательница». Возвращаясь в Сербию, святой Савва посетил Афонскую Гору, где и оставил икону Богоматери «Млекопитательница» в неотъемлемое наследство и украшение принадлежавшей Хиландарскому монастырю церкви при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницей. Название это келия получила по особенному Типику, или уставу, написанному специально для нее самим святым Саввой, который надеялся окончить здесь свое земное странствие. Но этому не суждено было совершиться; призванный Промыслом Божьим к епископству в Сербии, после великих трудов святой почил в Тырнове 14 января 1236 года.

Невольно обращает на себя внимание то обстоятельство, что икона «Млекопитательница», вопреки обыкновению нашей Восточной Церкви, была поставлена святым Саввой Сербским (и доныне остается в иконостасе) не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно находится икона или Святой Троицы, или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя в этом храме занимает место по левую сторону Царских врат, где должна стоять икона Божией Матери. Изображение лика Пречистой Девы Марии и Ее Божественного Сына на иконе «Млекопитательница» выразительно, прекрасно. Эту икону смело можно причислить к лучшим образцам византийской школы.

Один из первых ее чудотворных списков находится в русском Ильинском скиту на Афоне и принадлежит к числу местночтимых икон. Время написания святой иконы неизвестно. Все сведения о ее происхождении сводятся к тому, что она принадлежала одному неизвестному по имени подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника – Онисима, а последний благословил ею своего сотаинника, схимонаха Ильинского скита Игнатия, объяснив, что благословивший его этой иконой говорил о ней, что она весьма замечательна.

И вот схимонах Игнатий в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита, отец Паисий, благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от нее произошло первое чудо: поражение обеих рук столяра, поправлявшего без должного благоговения ее киот, и его чудесное исцеление после совершения молебна перед этой иконой Богоматери. За этим проявлением милости Божией последовало множество других: в Ельце, Задонске, Москве и многих других городах. Чудотворным образ усердием богомольцев был украшен сребропозлащенной ризой и многоцветными дорогими камнями. На обратной стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, от нее бывших.

В Харькове от иконы произошло первое чудо. За этим проявлением милости Божией последовало множество других

События Первой мировой войны и революции в России имели печальные последствия и для скита. Прекратился приток паломников и средств к существованию скита. Правда, его прекрасно разработанных огородов, виноградников, рощ и садов было вполне достаточно для содержания и прокормления значительной братии, но таковой не было. Греческие власти, опасаясь проникновения на Афон атеистов, запретили инокам русского происхождения прибывать на Святую Гору. В 1960-х годах в скиту оставалось десять человек братии. Но потом прием братии был разрешен. По сей день особенную ценность Ильинского скита представляют две иконы Богоматери – «Млекопитательница» и Тихвинская.

По всему православному миру

Наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» есть также в России, Греции и на Святой Земле.

Русские иконы находятся в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского.

В нашей столице, в Богоявленском соборе, справа от алтаря находится местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащего вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год». Внизу этой иконы, справа, в овале изображение святого Иоанна Предтечи, а вверху иконы коленопреклоненные ангелы поддерживают корону на главе Пресвятой Богородицы Девы.

На Святой Земле чудотворная икона Матери Божией «Млекопитательница», написанная греческой монахиней, находится в монастыре святого Герасима Иорданского. Преподобный Герасим, фивский подвижник, скончался в 475 году в обители, основанной им на берегах Иордана. Многие помнят его по чуду с ручным львом, который служил ему верой и правдой.

Чтимая икона этой обители находится в нижнем храме святого Герасима. И, вероятно, появление здесь образа «Млекопитательница» промыслительно. В подземной церкви есть пещера, в которой на пути в Египет останавливались Пречистая Дева Мария с Богомладенцем и Иосиф Обручник. Через Свой чудотворный образ Богородица совершила множество чудес. А в 2001 году эта икона мироточила. На Святую Землю приезжают люди со всего мира, чтобы поклониться еще и образу Всепетой Радости православных христиан.

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей.

Источник

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Млекопитательница»

Приими́, Госпоже́ Богороди́тельнице, сле́зная моле́ния рабо́в Твои́х, к Тебе́ притека́ющих. Зрим Тя на святе́й ико́не, на рука́х нося́щую и млеко́м пита́ющую Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́. А́ще и безболе́зненно родила́ еси́ Его́, оба́че ма́терния ско́рби ве́си и не́мощи сыно́в и дще́рей челове́ческих зри́ши. Те́мже те́пле припа́дающе к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ и умиле́нно сей лобыза́юще, мо́лим Тя, всеми́лостивая Влады́чице: нас, гре́шных, осужде́нных в боле́знех роди́ти и в печа́лех пита́ти ча́да на́ша, ми́лостивно пощади́ и сострада́тельно заступи́, младе́нцы же на́ша, та́кожде и роди́вшия их, от тя́жкаго неду́га и го́рькия ско́рби изба́ви. Да́руй им здра́вие и благомо́щие, да и пита́емии от си́лы в си́лу возраста́ти бу́дут, и пита́ющия их испо́лнятся ра́достию и утеше́нием, я́ко да и ны́не предста́тельством Твои́м из уст младе́нец и ссу́щих Госпо́дь соверши́т хвалу́ Свою́. О Ма́ти Сы́на Бо́жия! Умилосе́рдися на ма́тери сыно́в челове́ческих и на немощны́я лю́ди Твоя́: постига́ющия нас боле́зни ско́ро исцели́, належа́щия на нас ско́рби и печа́ли утоли́, и не пре́зри слез и воздыха́ний рабо́в Твои́х. Услы́ши нас в день ско́рби пред ико́ною Твое́ю припа́дающих, и в день ра́дости и избавле́ния приими́ благода́рная хвале́ния серде́ц на́ших. Вознеси́ мольбы́ на́ша к престо́лу Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, да ми́лостив бу́дет ко грехо́м и немоще́м на́шим и проба́вит ми́лость Свою́ ве́дущим и́мя Его́, я́ко да и мы, и ча́да на́ша, просла́вим Тя, милосе́рдую Засту́пницу и ве́рную наде́жду ро́да на́шего, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Просмотров (3)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *